Министерство образования Республики Беларусь
Управление образования Новогрудского райисполкома
Государственное учреждение образования
Гимназия № 1 г. Новогрудка
1. Организационные мероприятия |
|||
1.1. |
Издание приказа о реализации проекта в 2024/2025 учебном году |
до 02.09.2024 |
Олехнович С.И., директор школы |
1.2. |
Размещение на интернет-сайте школы информации о проекте и мероприятиях в его рамках |
ежемесячно |
Каратай И.П., заместитель директора по воспитательной работе |
1.3. |
Ознакомление всех работников школы, учащихся, родителей с проектом посредством проведения родительских собраний, классных часов, педсоветов |
сентябрь-октябрь 2024 |
С.И.Олехнович., директор гимназии, Каратай И.П., Паламарчук Е.В., Зенькович О.Н., Прохоревич Л.В., заместители директора |
1.4. |
Определение мониторинговых классов для контроля за эффективностью мероприятий проекта |
до 06.09.2024 |
Паламарчук Е.В., заместитель директора по учебной работе |
1.5. |
Проведение соцопроса обучающихся и их родителей по внесению предложений в проект по вопросам улучшения здоровьесберегающей среды в школе |
на протяжении реализации проекта |
Хоронжая В.М., педагог-психолог |
1.6. |
Проведение и анализ анкетирования: |
2 раза в год |
Хоронжая В.М., педагог-психолог |
1.6.1. |
- по определению уровня знаний по вопросам здорового образа жизни «Мое отношение к ЗОЖ» для 1-4 кл. и 5-9 кл.,10-11 кл. |
сентябрь
|
Хоронжая В.М., педагог-психолог ГУ «Новогрудский ЦГЭ» |
1.6.2. |
- по определению доли учащихся, ведущих здоровый образ жизни, выявлению факторов риска, влияющих на состояние здоровья по предложенной методике «Методика оценки эффективности реализации межведомственного информационного «Школа - территория здоровья» |
апрель
|
Хоронжая В.М., педагог-психолог, ГУ «Новогрудский ЦГЭ» |
1.7. |
Разработка тематик обучающих семинаров по вопросам формирования здорового образа жизни, профилактике вредных привычек, неинфекционных заболеваний для учащихся, родителей, педагогов. |
до 10.09.2024 |
ГУ «Новогрудский ЦГЭ» |
2. Мероприятия по совершенствованию здоровьесберегающих условий в школе, организации гигиенического обучения и воспитания, питания учащихся |
|||
2.1. Материально-техническое и кадровое обеспечение школы с целью решения здоровьесберегающих задач |
|||
2.1.1 |
Организация повышения квалификации педагогических работников по вопросам здоровьесбережения |
в течение учебного года |
Зенькович О.Н., заместитель директора по учебной работе |
2.1.2. |
Укрепление материально-технической базы
|
в течение года
|
Девятая Г.В., заместитель директора по хозяйственной работе |
2.2. Комплексная работа по сохранению и укреплению здоровья школьников |
|||
2.2.1. |
Проведение ежегодных медосмотров учащихся, выявление отклонений, осмотр узкими специалистами по медицинским показаниям, анализ состояния здоровья |
согласно графику |
УЗ «Новогрудская ЦРБ», Левкевич М.В., Петлич А.С., врач |
2.2.2 |
Соблюдение гигиенических норм и требования к организации учебного процесса |
постоянно |
Классные руководители |
2.2.3 |
Продолжение использования методик по профилактике нарушений зрения и нарушений осанки |
в течение учебного года |
Педагоги, родители |
2.2.4 |
Организация и проведение обучающих семинаров по вопросам формирования здорового образа жизни, профилактике вредных привычек, неинфекционных заболеваний для учащихся, родителей, педагогов |
ежемесячно в течение учебного года |
Паламарчук Е.В., заместитель директора по учебной, Каратай И.П., заместитель директора по воспитательной работе, классные руководители, Емашкина В.В., педагог социальный, Хоронжая В.М., педагог-психолог, Левкевич М.В., Петлич А.С., врач, УЗ «Новогрудская ЦРБ», ГУ «Новогрудский ЦГЭ» |
2.2.5 |
Обеспечение контроля со стороны классных руководителей по недопущению использования мобильных телефонов (смартфонов), планшетов для выхода в интернет и игры учащимися на переменах |
ежемесячно |
Паламарчук Е.В., заместитель директора по учебной, Каратай И.П., заместитель директора по воспитательной работе, классные руководители |
2.2.6. |
Проведение Дней здоровья |
согласно графику ЕДЗ 6-й день недели |
Романюк С.В., Кужелевич А.Ю., Короленко Ю.А., учителя физической культуры и здоровья |
2.2.7. |
Проведение выставки рисунков по тематикам продвижения здорового образа жизни, отказа от вредных привычек и т.п. |
в течение года |
Каратай И.П., заместитель директора по воспитательной работе, классные руководители |
2.2.8. |
Организация внеурочной занятости по вопросам формирования здорового образа жизни, профилактике неинфекционных заболеваний (в т.ч. школьнозначимых болезней) |
в течение года |
Каратай И.П., заместитель директора по воспитательной работе |
2.3. Мероприятия по увеличению двигательного компонента в течение урока и оптимизации физической активности учащихся
|
|||
2.3.1. |
Постоянное проведение физкультминуток |
в течение года |
Классные руководители, учителя-предметники |
2.3.2. |
Проведение динамических перемен, в т.ч. в специально выделенных участках рекреаций здания школы, а также на свежем воздухе (физкультурно-спортивная зона)
|
в течение года |
Классные руководители, учителя-предметники |
2.3.3. |
Организация круглогодичной школьной спартакиады |
в течение года |
Романюк С.В., Кужелевич А.Ю., Короленко Ю.А., учителя физической культуры и здоровья |
2.3.4. |
Участие в ежегодных спортивно-массовых мероприятиях, проводимых в г.Новогрудок |
в течение года |
Каратай И.П., заместитель директора по воспитательной работе, Романюк С.В., Кужелевич А.Ю., Короленко Ю.А., учителя физической культуры и здоровья |
2.4. Анализ школьной тревожности. Мероприятия по оказанию психологической помощи детям с повышенным уровнем школьной тревожности |
|||
2.4.1. |
Проведение социометрии, теста на выявление уровня школьной тревожности
|
сентябрь, январь |
Хоронжая В.М., педагог-психолог |
2.4.2. |
Деловые игры «На что потратить жизнь» |
в течение года |
Хоронжая В.М., педагог-психолог |
2.4.3. |
Тренинговые занятия на снятие эмоционального напряжения |
в течение года |
Хоронжая В.М., педагог-психолог |
2.5. Мероприятия по улучшению питания учащихся
|
|||
2.5.1 |
Анкетирование учащихся и законных представителей по вопросам организации питания. Анализ результатов, выявление «групп риска», получение рекомендаций по соблюдению принципов рационального питания |
сентябрь, декабрь |
Паламарчук Е.В., заместитель директора по учебной работе, врач-педиатр УЗ «Новогрудская ЦРБ», ГУ «Новогрудский ЦГЭ» |
2.5.2. |
Работа Совета по питанию по контролю за качеством организации питания, выполнению натуральных норм
|
в течение года |
Совет по питанию Олехнович С.И. |
2.5.3. |
Проработка вопроса об исключении так называемых «вредных продуктов» для детского питания из перечня продуктов, реализуемых в школе, уменьшение количества реализуемых сладостей, выпечки, увеличение количества фруктов, овощных и фруктовых салатов, кисломолочных напитков
|
в течение года |
Паламарчук Е.В., заместитель директора по учебной работе |
2.5.4. |
Преимущественное использование щадящих методов кулинарной обработки пищи при приготовлении блюд для учащихся |
в течение года |
Паламарчук Е.В., заместитель директора по учебной работе |
2.5.5. |
Организация лечебного (диетического) питания для учащихся с заболеваниями различных систем органов, избыточной массой тела в соответствии с рекомендациями врача-педиатра, врача-эндокринолога |
в течение года |
Нечай М.А., заведующий производством |
3. Дополнительные мероприятия, проводимые в мониторинговых классах. Анализ динамики состояния здоровья учащихся в процессе обучения |
|||
3.1. |
Продвижение альтернативной формы обучения «Веселые уроки на природе» (проведение учебных занятий по выбранным предметам на открытом воздухе) |
весенне-осенний период года |
Классные руководители, учителя-предметники |
3.2. |
Увеличение количества уроков, включающих чередование различных видов образовательной деятельности (проведение в течение учебного занятия викторин, круглых столов, образовательных конкурсов, соревнований), с целью снижения нагрузки на орган зрения, увеличения двигательного компонента занятия |
в течение года |
Классные руководители, учителя-предметники |
3.3. |
Организация и проведение углубленного мониторинга состояния здоровья учащихся: проведение анализа заболеваемости, определение группы здоровья; выделение «групп риска» по «школьнозначимым» болезням (дети с избыточной массой тела, с нарушениями остроты зрения, осанки, плоскостопием) |
раз в полугодие |
УЗ «Новогрудская ЦРБ», медработник школы |
4. Оценка эффективности мероприятий проекта. Определение стратегии дальнейших действий |
|||
4.1. |
Анкетирование учащихся, законных представителей учеников с целью определению уровня знаний по вопросам здорового образа жизни с анализом полученных результатов |
сентябрь - октябрь 2024 |
Каратай И.П., заместитель директора по воспитательной работе |
4.2. |
Проведение оценки эффективности мероприятий проекта. Определение стратегии дальнейших действий. |
март-апрель 2025 |
ГУ «Новогрудский ЦГЭ», ГУ «Новогрудская ЦРБ» |
Среди множества разнообразных факторов, постоянно действующих на развитие детского организма и его здоровье, важнейшая роль принадлежит питанию. Характер питания в раннем детстве накладывает отпечаток и влияет на дальнейшее развитие ребенка и его состояние здоровья не только в детско-подростковом возрасте, но и во взрослой жизни.
Что понимается под правильным питанием и каким оно должно быть?
Правильное, или рациональное питание – это такое питание, которое обеспечивает укрепление и улучшение здоровья, физических и духовных сил человека, предупреждение и лечение заболеваний. Одним словом, правильное питание – это здоровое питание
Питание ребенка должно быть:
Во-первых, полноценным, содержащим в необходимых количествах белки, жиры, углеводы, минеральные вещества, витамины, воду.
Во-вторых, разнообразным, состоять из продуктов растительного и животного происхождения. Чем разнообразнее набор продуктов, входящих в меню, тем полноценнее удовлетворяется потребность в пище.
В-третьих, доброкачественным - не содержать вредных примесей и болезнетворных микробов. Пища должна быть не только вкусной, но и безопасной.
В-четвертых, достаточным по объему и калорийности, вызывать чувство сытости. Получаемое дошкольником питание должно не только покрывать расходуемую им энергию, но и обеспечивать материал, необходимый для роста и развития организма.
Характеристика основных компонентов пищи
Белки – занимают особое значение, так как без них не может осуществляться построение основных элементов органов и тканей. Они не могут быть заменены другими пищевыми веществами.
Источниками белка являются мясо, рыба, молоко и молочные продукты, яйца (животные белки), а также хлеб, крупы, бобовые и овощи (растительные белки). Недостаток в рационе ребенка белков не только замедляет нормальный рост и развитие, но и влияет на функцию головного мозга и работу иммунной системы организма. Поэтому белки должны постоянно включаться в рацион дошкольников и школьников.
Жиры – это источник энергии, принимают участие в обмене веществ, способствуют выработке иммунитета. Источники жиров - масло сливочное и растительное, сливки, молоко, молочные продукты (сметана, творог, сыр), а также мясо, рыба и др.
Углеводы – основной источник энергии, способствует усвоению в организме белков и жиров. Содержатся в свекловичном, тростниковом сахаре, меде, ягодах, фруктах. Они быстро усваиваются в организме и обеспечивают поддержание сахара в крови. Сложные углеводы содержатся в муке, картофеле, овощах в виде крахмала.
Избыточное же количество углеводов ведет к нарушению обмена веществ.
Большое значение в рационе питания имеет вода, так как без нее не могут происходить жизненные процессы. В сутки для ребенка необходимо около полутора литров воды.
Минеральные соли и микроэлементы являются строительным материалом для органов, тканей, клеток и их компонентов. Обеспечить их поступление в организм особенно важно в период активного роста и развития ребенка.
Минеральные вещества делят на две группы в зависимости от содержания в организме: макроэлементы, или минеральные соли (натрий, калий, кальций, фосфор, магний, хлориды, сульфаты и др.) и микроэлементы (железо, медь, цинк, хром, марганец, йод, фтор, селен и др.). Содержание макроэлементов в организме может составлять до 1 кг. Микроэлементы не превышают десятков или сотен миллиграммов. Наибольшее количество микроэлементов и минеральных веществ содержится в следующих продуктах:
- кальций и фосфор - в молоке и кисломолочных продуктах, рыбе, яйцах, бобовых;
- магний - в различных злаковых (хлеб, крупы, бобовые);
- железо – в печени (свиная и говяжья), овсяной крупе, персиках, яичном желтке, рыбе, яблоках, зелени, изюме.
Витамины - в суточном рационе должно быть достаточное количество всех витаминов. Витамины необходимы для нормального течения биохимических реакций в организме, усвоения пищевых веществ, роста и восстановления клеток и тканей. Овощи, фрукты, ягоды являются богатым источником минеральных солей и витаминов. Однако в процессе кулинарной обработки эти вещества в значительной мере утрачиваются. Поэтому детям следует давать больше овощей, фруктов и ягод в сыром виде и обогащать витаминами готовые блюда, добавляя в них сырые соки и зелень.
Организация питания, рацион, режим и примерное меню
В соответствии с принципами организации питания детей дошкольного возраста, рацион должен включать все основные группы продуктов.
Из мяса предпочтительнее использовать нежирную говядину или телятину, курицу или индейку. Менее полезны колбасы, сосиски и сардельки. Субпродукты служат источником белка, железа, ряда витаминов и могут использоваться в питании детей.
Рекомендуемые сорта рыбы: треска, минтай, хек, судак и другие нежирные сорта. Соленые рыбные деликатесы и консервы рекомендуется включать в рацион лишь изредка.
Молоко и молочные продукты занимают особое место в детском питании. Это богатый источник легкоусвояемого белка, кальция, фосфора и витамина В2.
Фрукты, овощи, плодоовощные соки содержат углеводы (сахара), некоторые витамины, микроэлементы, а также такие полезные вещества, как пектин, клетчатка, пищевые волокна и другие. Эти продукты улучшают работу органов пищеварения, предотвращают возникновение запоров.
Необходимы хлеб, макароны, крупы, растительные и животные жиры, особенно гречневая и овсяная крупы. Растительное масло как приправа к салатам позволяет усваиваться многим полезным веществам, содержащимся в овощах.
Всего в день ребенок 6 лет должен получать: белков и жиров около 70 г, углеводов около 280 г, кальция 900 мг, фосфора 1350 мг, магния 200 мг, железа 12 мг, цинка 10 мг, йода 0,08 мг, витамина «С» 50 мг. Интервалы между приемами пищи должны быть не более 3,5-4 часов.
Важным условием является строгий режим питания, который предусматривает не менее 4 приемов пищи. Причем 3 из них должны обязательно включать горячее блюдо. При этом на долю завтрака приходится приблизительно 25% суточной калорийности, на долю обеда 40%, полдника - 15%, ужина - 20%.
Завтрак |
ребенку необходимо давать каши, яичные или творожные блюда, мясо, рыбу, чай или кофейный напиток с молоком, хлеб с маслом, сыром. |
Обед |
должен содержать овощной салат, мясной, куриный или рыбный бульон с овощами, крупами, второе блюдо из мяса, птицы или рыбы с гарниром и десерт в виде киселя, компота, напитка, свежих фруктов или ягод, фруктового пюре. |
Полдник |
ребенок должен выпивать стакан молока, кефира или простокваши, съедать печенье, ватрушку или булочку, фрукты. |
Ужин |
лучше давать овощные или крупяные блюда в зависимости от завтрака; мясные и рыбные блюда, особенно в жареном виде, давать не следует. |
В то же время некоторые продукты крайне нежелательны в рационе школьника. Не рекомендуются: копченые колбасы, консервы, жирные сорта мяса, некоторые специи: перец, горчица и другие острые приправы. Для улучшения вкусовых качеств лучше положить в пищу петрушку, укроп, сельдерей, зеленый или репчатый лук, чеснок. Последние, кроме того, обладают и способностью сдерживать рост болезнетворных микробов. Вкус пищи можно значительно улучшить, если использовать некоторые кислые соки (лимонный, клюквенный), а также сухофрукты.
Из напитков предпочтительнее употреблять чай некрепкий с молоком, кофейный напиток с молоком, соки, отвар шиповника. Необходимо исключить любые газированные напитки из рациона. В качестве сладостей рекомендуется пастила, зефир, мармелад, мед, джем, варенье.
Результаты оценки качества питания детей и блиц-опросы родителей показывают, что многие дети недополучают в своем ежедневном рационе йодированную соль, молоко и кисломолочные продукты, рыбу и рыбные продукты, мясо и мясные продукты. Зато ежедневное потребление кондитерских и хлебобулочных изделий составляет 80% от общего рациона.
Одной из основных составляющих красивой и привлекательной внешности человека является ОСАНКА. Она служит также показателем здоровья (хорошего или не очень) и гармонически развитой личности.
Что же такое осанка?
Согласно «Толкового словаря русского языка», осанка – это «манера держаться, положение корпуса, свойственное кому-либо», а по принятому в медицине определению, осанка – это «сбалансированное расположение составляющих нашего тела по отношению к позвоночнику».
Осанка определяется и регулируется рефлексами позы человека и отражает не только его физическое, но и его психическое состояние, являясь одним из показателей здоровья.
Невнимательное отношение родителей, воспитателей в дошкольных учреждениях и преподавателей в младших классах к формированию осанки у ребенка, приводит к нарушению осанки. 90-95% случаев нарушения осанки являются приобретенными. Статистика показывает, что за последние годы число детей с нарушением осанки достигает 30-60% и более.
От чего зависит осанка?
Типы осанки
В формировании правильной осанки основную роль играют позвоночник и мышцы, окружающие его.
Различают несколько типов осанки:
Правильная (нормальная) осанка (1)– характеризуется средним наклоном таза и средней величиной изгибов позвоночника. В положении стоя туловище и голова держатся вертикально, контуры грудной клетки (в профиль) выступают вперед при вертикальном расположении линии живота; нижние конечности разогнуты в тазобедренных суставах. Для нее свойственно: одинаковый уровень надплечий, сосков, углов лопаток, равная длина шейно-плечевых линий (расстояние от уха до плечевого сустава), одинаковый рельеф грудной клетки и поясничной области (в положении наклона вперед).
Плоская спина (2) – развивается при малом наклоне таза, обусловливающем почти полное сглаживание поясничного лордоза (изгиб позвоночника вперед), при этом часто возникают боковые искривления позвоночника – сколиозы.
Плосковогнутая (плоскокруглая) спина (3) – при сильном наклоне таза увеличивается поясничный лордоз – изгиб позвоночника вперед, причем развивается либо плосковогнутая, либо кругловогнутая спина.
Круглая спина (4) – если мышцы слабые, при длительном сидении, при сне с согнутыми ногами, а также при привычке ребенка низко наклонять голову во время занятий развивается сутулость или круглая спина. При такой осанке наблюдается впалая грудная клетка, несколько повернутые вперед плечи, отвислый живот.
Вогнутокруглая спина (5) – когда увеличены все физиологические изгибы позвоночника. При этом ноги слегка согнуты или в положении легкого переразгибания в коленях. Живот выступает, либо даже свисает. Лопатки часто крыловидные.
Причины нарушения осанки
Нарушение осанки – это симптом, характеризующий группу заболеваний, проявляющихся искривлением позвоночника.
Дефекты осанки условно можно разделить на нарушения:
во фронтальной (вертикальной) плоскости;
в сагиттальной (горизонтальной) плоскости;
в обеих плоскостях одновременно.
Для каждого вида нарушения осанки характерно свое положение позвоночника, лопаток, таза и нижних конечностей. Так:
отклонение позвоночника в сторону – сколиоз
вперед – сутулость, круглая спина, кругловогнутая спина, плоская спина, плосковогнутая спина.
Причины появления искривления позвоночника и нарушения осанки могут быть: врожденные и приобретенные.
К врожденным причинам относят:
нарушения нормального внутриутробного развития, что приводит к недоразвитости позвонков, образованию клиновидных и дополнительных позвонков и других патологий.
Приобретенные причины:
Какое-либо заболевание(рахит, полиомиелит, туберкулез, плеврит, радикулит).
Перенесенные травмы(переломы позвоночника).
Неправильное положение тела вследствие физиологических особенностей человека (плоскостопие, разная длина ног или отсутствие одной из них, косоглазие или близорукость из-за чего приходится принимать неправильную позу во время учебы или работы).
Профессиональная деятельность человека, при которой он постоянно пребывает в одной позе (работа за столом с постоянно наклоненной головой, неправильная поза на стуле и т.п.).
Недостаточная двигательная активность детей (гипокинезия).
Нерациональное увлечение однообразными упражнениями.
Неправильное физическое воспитание.
Неблагоприятные условия окружающей среды.
Социально-гигиенические факторы, в частности, длительное пребывание ребенка в неправильном положении тела.
К неправильным позам, а следовательно и к возможным нарушениям осанки, родители порой невольно приучают детей с грудного возраста.
Нередко кровать новорожденного ставится так, что звук и свет падают с одной стороны, к примеру, справа, да и мамы подходят к ним тоже справа. Малыш рефлекторно поворачивает голову в ту же сторону. Тогда вся тяжесть его головы приходится на правую теменно - затылочную область. Происходит вдавление, сплющивание неокрепшей кости черепа, и дети вынуждены лежать только на этой «удобной» стороне. Так у новорожденных появляются приобретенные деформации: залежалый череп, приобретенная или укладочная, кривошея, которая всегда сопровождается асимметрией лица, сужением глазной щели, атрофией мышц шеи и плечевого пояса. В этих случаях, если родители вовремя обратились за помощью к врачу, лечение бывает успешным и без хирургического вмешательства. В иных запоздалых случаях операция неизбежна и в последствии может развиться искривление позвоночника: шейно-грудной сколиоз.
Как сформировать у ребенка правильную осанку
Формирование правильной и красивой осанки у ребенка начинается с его рождения, учитывая то, что основные ее составляющие определяются к 6-7 годам.
Для формирования правильной и красивой осанки необходимо:
Своевременно выкладывать грудного ребенка на живот, приучать его ползать на четвереньках.
Не спешить ставить малыша на ножки, сажать в подушки, пусть дольше ползает на четвереньках, так как это предходьба, придет время и он сам пойдет.
На прогулке меньше водить ребенка за руку, ибо тем самым создается наклон его туловища в сторону. Лучше водить маленьких детей на прогулку при помощи вожжей, грудного ремня и других приспособлений.
Своевременно устранять ряд вредных привычек в манере держаться, стоять, принимать позу (например, стоять на полусогнутой ноге или отставив ее в сторону, сидеть, поджав под себя ноги, наклонившись в сторону, либо вперед).
Соблюдать правила школьной гигиены (например, несоответствие между высотой стула и стола, недостаточное освещение учебного места и т.п.). Чтобы ребенок правильно и удобно сидел за столом нужно ставить стул так, чтобы его край на 2-3 см заходил под край стола. Желательно, чтобы ноги ребенка упирались в пол или в перекладину, скрепляющую ножки стола, можно подложить под ноги какую-нибудь скамеечку (подставку).
Мебель для занятий и игр ребенка должна соответствовать его росту.
Для предупреждения усталости детей на занятиях в школе и дома необходимо проводить 3-5-минутные физкультпаузы прямо на уроках в классах.
Следить за правильным положением ребенка во время сна. Спать следует на правом боку (но не «калачиком»), на полужесткой постеле с небольшой подушкой под головой для сохранения правильного положения позвоночника.
Избегать чтения на боку, ношения в одной и той же руке портфеля, других тяжестей.
Детям младших классов рекомендуется носить школьные принадлежности в ранце за спиной.
Важную роль играет полноценное питание, а также нормальное физическое развитие, чему способствуют прогулки, участие ребенка в разнообразных подвижных играх, занятия детской гимнастикой, катание на коньках, лыжах, плаванье.
Особое значение имеют специальные упражнения, главным образом упражнения в балансировании с предметами на голове.
Для выработки правильной осанки и профилактики ее нарушений необходимо систематически, не менее 3-х раз в неделю, тренировать мышцы спины и брюшного пресса. Эти упражнения можно включать в комплекс утренней гигиенической гимнастики, оздоровительной физкультуры, в урок физического воспитания в школе, в спортивную тренировку.
Родители должны знать, что у детей всегда много различных вредных привычек, неудобных поз, принимаемых ими как дома, так и во дворе и добиваться их искоренения.
При малейшем подозрении на ухудшение осанки у вашего ребенка, немедленно обращайтесь за консультацией и помощью к педиатру или врачу-ортопеду.
Помните! Правильная осанка, красивая и плавная походка, свободные и непринужденные движения свидетельствуют о здоровом состоянии организма. В этом и сегодня, и в будущем залог здоровья ваших детей!
Королевская осанка
Что такое осанка? Это привычное положение тела человека в пространстве. А что мы называем правильной осанкой?
Человек, имеющий правильную осанку, голову и корпус непринужденно держит прямо, его плечи слегка развернуты, живот подтянут, ноги держатся ровно, колени выпрямлены.
Все взрослые мечтают о здоровых, сильных, ловких детях, но хорошее здоровье немыслимо без правильного физического развития, в том числе без правильной осанки.
Довольно часто существует ошибочное мнение, что если отец и мать сутулые, то ребенок будет иметь этот же дефект. А в жизни случается и так, что у стройных родителей вырастает ребенок с плохой осанкой и виноваты в этом только взрослые (родители, медработники, воспитатели), которые не занимались ребенком, его физическим воспитанием.
А им надо заниматься с самого рождения ребенка, опираясь на комплексы упражнений для детей всех возрастов, а детям первого года жизни необходим еще массаж, так как правильная осанка не образуется сама по себе. В былые времена правильную осанку детям прививали с пеленок. Няни и гувернантки строго следили, чтобы ребенок не горбился, не сидел скособочившись, не опирался локтями на обеденный стол: на то и существует позвоночник, чтобы быть всему опорой.
От двух до шести лет формируем осанку. Научить будущего школьника правильно сидеть не менее важно, чем дать ему уроки устного счета и чтения по слогам. В аристократических семьях прошлых столетий демонстрировать круглую спину считалось не просто некрасивым, а неприличным. Современные же мамы не станут дергать малыша по пустякам. Пусть себе располагается, как ему удобно. И в результате у четырехлетних детей налицо все признаки сколиоза (искривления позвоночника): сутулые спинка и плечики, шаркающая походка, постоянно опущенная голова. По мнению специалистов, опасность формирования сколиоза возрастает с трехлетнего возраста, когда позвоночник растущего малыша начинает испытывать все увеличивающиеся нагрузки.
Многие считают, что с хорошей осанкой нужно родиться. Ничего подобного, ее можно выработать, даже если у ребенка есть наследственная предрасположенность к сколиозу или в младеченстве были проблемы с мышечным тонусом, из-за которых уже на первом году позвоночник приобрел неправильную форму. Известно, что к плохой осанке ведет лишний вес, который словно пригибает хрупкий детский позвоночник к земле. Но немногие знают, что чрезмерная худоба не менее опасна. Умеренный слой подкожного жира вместе с мышцами стабилизирует костный каркас, не позволяя детской спинке изгибаться колесом. У худых малышей формируется так называемая вялая осанка – животик выпячен, плечики висят, лопатки оттопырены наподобие крыльев.
Маленькому ребенку бесполезно твердить о пользе ровной спины. Бесконечными окриками: «Сядь прямо!» вы добьетесь противоположного эффекта. Поэтому лучше приобрести специальный ортопедический матрас в кроватку. Если малыш спит на мягкой, прогибающейся поверхности, форма позвоночника нарушается. Два три раза в неделю водите ребенка в бассейн – плавание улучшает осанку, запишите его на массаж. Ежедневно делайте с малышом упражнения, укрепляющие позвоночник. Полезно катать из угла в угол комнаты надувной мяч, толкая его головой и передвигаясь на четвереньках, а также ходить с легким грузом, например книжкой, на темени, сохраняя правильную осанку. Если ребенок легко справляется с этим заданием, усложните его, пусть пройдется по начерченной мелом извилистой линии, а затем просто по полу задом наперед.
От семи лет и старше следим за изгибами. Внимательно присматривайтесь к детской спине, чтобы не пропустить начало сколиоза. К моменту поступления в школу нарушение осанки встречается у каждого третьего ребенка. И рассчитывать на улучшение в этом случае не приходится – если у малыша не выработан навык красивой осанки, она будет только портиться от долгого сидения за партой.
Сутулость плохо отражается не только на внешнем виде ребенка, но и на работе сердца, легких желудка, других внутренних органов и даже на зрении. Если малыш сутулится, слишком низко склоняясь над тетрадкой, кровь приливает к глазному дну, кроме того, нарушается оптимальное расстояние для зрительной работы, из-за чего детские глазки перенапрягаются и быстро становятся близорукими.
Примите срочные меры. Запишите ребенка в спортивную секцию, купите удобное кресло для занятий. Несколько раз в день обязательно контролируйте осанку: ставьте ребенка к двери или стене без плинтуса и следите, чтобы он касался опоры пятками, икрами ног, ягодицами, лопатками и затылком. Пусть запомнит это положение и постарается сохранить. Именно так юных принцев и принцесс с ранних лет учат держать спинку. И ваш ребенок закрепит в памяти этот навык навсегда.
Для правильной осанки полезно:
- кататься на велосипеде с высоко поднятым рулем;
- плавать: при сутулости – брассом и на спине вольным стилем; при кругло вогнутой спине – любыми стилями; при боковом искривлении – брассом (симметричные движения);
- стрелять из лука, особенно при боковых искривлениях, но не с той стороны, в которую искривлен позвоночник;
- ездить верхом (только не при плоской спине). При этом позвоночник самовытягивается, создается надежный мышечный корсет;
- делать упражнения у стенки: вставать к ней спиной, а затем поочередно отводить руки и ноги в стороны, подниматься на носки, приседать;
- носить на голове кубики, подушечки, наполненные солью, песком или опилками. Не роняя подушечки, ходить на носках, на полусогнутых ногах, приседать, ползать на четвереньках, подниматься и спускаться по шведской стенке;
- тренировать координацию движений: делать стойку на одной ноге, «ласточку», ходить по бревну.
Для правильной осанки вредно:
- кататься на велосипеде, низко пригнувшись к рулю;
- ездить на самокате;
- заниматься видами спорта, где приходится делать ассиметричные движения (теннис, бадминтон, фехтование) – могут возникнуть боковые искривления позвоночника. Также плох бокс (боксерская стойка приводит к сутулости и круглой спине) и акробатика, художественная и спортивная гимнастика и борьба в младшем возрасте – эти вида спорта делают позвоночник чрезмерно гибким и подвижным, что в дальнейшем может плохо сказаться на осанке;
- подолгу стоять или прыгать на одной ноге;
- поднимать тяжести, согнувшись, не используя силу ног. Держать груз на вытянутых руках.
Одной из важнейших естественных потребностей организма человека является двигательная активность, или движение. Оно формирует структуру и функции человеческого организма. В ходе длительного эволюционного развития человека сложилась тесная связь между его двигательными функциями и деятельностью внутренних органов. В период роста и развития человека движение стимулирует обмен веществ и энергии в организме, улучшает деятельность сердца и дыхания, а также функции некоторых других органов, играющих важную роль в приспособлении человека к постоянно изменяющимся условиям внешней среды. Большая подвижность детей и подростков оказывает благоприятное воздействие на их головной мозг, способствуя развитию умственной деятельности. Особенно важно это в детско-подростковом возрасте, когда происходит активное физиологическое и психологическое развитие ребенка. Однако, в последние годы, в силу высокой учебной нагрузки в школе и дома и других причин, у большинства школьников отмечается дефицит в режиме дня, недостаточная двигательная активность.
Исследования гигиенистов свидетельствуют, что до 82 – 85% дневного времени большинство учащихся находятся в статическом положении (сидя).
Даже у младших школьников произвольная двигательная деятельность (ходьба, игры) занимает только 16 – 19% времени суток, из них на организованные формы физического воспитания приходится лишь 1 – 3 %. Общая двигательная активность детей с поступлением в школу падает почти на 50%, снижаясь от младших классов к старшим.
Особенно мала двигательная активность школьников зимой.
ПОСЛЕДСТВИЯ НЕДОСТАТОЧНОЙ ДВИГАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ
Недостаточная двигательная активность, гиподинамия школьников особенно вредна для их растущего организма. Она приводит к так называемой гипотензии (ослабление или замедление движения), которая может вызвать ряд серьезных изменений в организме школьника, привести к снижению функциональной активности многих органов и систем:
Наблюдается недостаточность сердечно - сосудистой системы: сила сердечной мышцы и ее размеры уменьшаются, ухудшается кровообращение, снижается артериальное давление, сердечная мышца и тонус сосудов ослабляются, происходит застаивание крови в сосудах, ухудшается снабжение тканей кислородом (гипоксия).
Ухудшается дыхание, уменьшается амплитуда дыхательных движений, уменьшается жизненная емкость легких, развивается одышка.
Снижаются мышечная сила, работоспособность, выносливость организма, появляются прослойки жировой ткани, нарушается осанка и координация движений, суставы перестают двигаться, все ткани опорно-двигательного аппарата начинают болеть: связки становятся жесткими, мышцы теряют способность сокращаться, гиалиновый хрящ суставов истончается и замещается костью, а кости теряют механическую прочность, - то есть опорно-двигательный аппарат быстро стареет.
Наблюдается ухудшение работы пищеварительной системы, происходит задержка пищи, что приводит к запорам.
Нарушается обмен веществ, снижается интенсивность и скорость обменных процессов, (нарушения в балансе белков, жиров, углеводов, воды и солей), повышается масса тела.
Падает умственная работоспособность, ухудшается внимание, память, мышление и другие психические процессы, нарушается сон, повышается эмоциональна возбудимость и склонность к стрессам.
Снижается репродуктивная способность, повышается вероятность появления застоев в органах малого таза, нарушение полового созревания, трудности при вынашивании плода у женщин.
Ухудшается состояние органов чувств, особенно зрительного анализатора и вестибулярного аппарата, снижается мышечная чувствительность, ухудшается координация движений.
Снижается контроль нервной системы за процессами обмена веществ клеток, что ведет к снижению иммунитета и устойчивости к различным заболеваниям.
Повышается утомляемость, вялость, плохое самочувствие, усталость в течение дня.
ИЗ ЧЕГО СКЛАДЫВАЕТСЯ ДВИГАТЕЛЬНЫЙ РЕЖИМ ШКОЛЬНИКА
Ни одно лекарственное средство не заменит двигательную активность человека, и медицина не защитит организм, который не будет достаточно двигаться.
Единственная возможность нейтрализовать отрицательные последствия, возникающие у школьников при продолжительном напряженном сидячем умственном труде, - это активный отдых от школы, организованная физическая деятельность, соблюдение двигательного режима в повседневной жизни.
Двигательный режим школьника складывается в основном из:
- утренней физической зарядки;
- подвижных игр на школьных переменах, уроках физической культуры;
- занятий в кружках и спортивных секциях;
- прогулок перед сном;
- активного отдыха в выходные дни;
- занятий физической культурой и спортом.
В систему организации двигательной активности школьников в урочное и внеурочное время необходимо включать различные формы, средства и методы:
–Гимнастику до уроков. Длительность гимнастики зависит от возраста детей. Рекомендуемое время для начальной школы – 7-8 минут, для остальных 9-10 минут.
Гимнастику лучше проводить на открытом воздухе, либо в рекреационных помещениях, которые должны быть хорошо проветриваемые. Не следует проводить гимнастику в классных комнатах.
Упражнения для гимнастики выбираются с участием мышц плечевого пояса (махи, вращения рук и головы), спины (наклоны в нескольких направлениях), ног (приседания, прыжки). Недопустимы упражнения на силовую нагрузку и сложную координацию.
Гимнастика до уроков обязательно проводится под руководством педагогов (учителей физкультуры, тренера, специалиста ЛФК, дежурного педагога).
–Физкультурные минутки. Состоят из комплекса физических упражнений (2-4 упражнения), выполняемых в течение 1-1,5 минут во время урока. Комплекс упражнений для 1-4 классов состоит, как правило, из 2-3 упражнений, для 5-8 и 9-11 из 3-4 упражнений.
–Оздоровительные паузы (дыхательная гимнастика, гимнастика для глаз, массаж и самомассаж). Оздоровительная пауза может включать не только физические упражнения, но и пальцевые упражнения, дыхательные упражнения, офтальмотренинг, психологические тренинги.
Динамическую перемену (подвижная перемена). Она чаще всего проводится на открытом воздухе под контролем взрослых после второго урока (на большой перемене) в течение 30 минут, с необходимой двигательной деятельностью не менее 25 минут.
Если не позволяют погодные условия, то динамическую перемену можно провести в хорошо проветренном помещении (спортивный зал, коридор и т.п.).
Содержание динамической перемены должно быть разнообразным: подвижные игры, игры-эстафеты, спортивные упражнения, самостоятельные игры детей.
Во внеурочное время ребёнок должен чередовать интеллектуальную и физическую активность, копируя режим в школе: урок- пауза-урок-пауза. Двигательная минутка – 5-10 минут: приседания, отжимания, прыжки со скакалкой, махи руками, элементы гимнастики йоги и т.п.
БЛАГОТВОРНОЕ ВЛИЯНИЕ ФИЗИЧЕСКОЙ АКТИВНОСТИ НА ЗДОРОВЬЕ
Физические упражнения способствуют хорошей работе органов пищеварения, помогая перевариванию и усвоению пищи, активизируют деятельность печени и почек, улучшают работу желез внутренней секреции: щитовидной железы, половых желез, надпочечников, играющих огромную роль в росте и развитии молодого организма.
Под влиянием физических нагрузок увеличивается частота сердцебиения, мышца сердца сокращается сильнее, повышается выброс сердцем крови в магистральные сосуды. Постоянная тренировка системы кровообращения ведёт к её функциональному совершенствованию.
Физические упражнения повышают потребность организма в кислороде, в результате чего увеличивается "жизненная ёмкость" лёгких, улучшается подвижность грудной клетки, что способствует профилактике заболеваний органов дыхания.
Занятия физическими упражнениями также вызывают положительные эмоции, бодрость, создают хорошее настроение, поэтому человек, познавший "вкус" физических упражнений и спорта, стремится к регулярным занятиям.
Соразмерное сочетание физических нагрузок на организм и «сидячей» школьной и иной деятельности, правильная организация режима дня школьника – способствуют не только хорошей работоспособности, успешному усвоению учебного материала, но и вырабатывают у молодых людей потребность в здоровом и активном образе жизни, что благоприятно сказывается на их дальнейшей успешной жизнедеятельности и продолжительности.
За последние десятилетия значительно возросло число людей, страдающих нарушениями зрения: на конец 2012г. свыше 285млн. жителей нашей планеты страдают от нарушений зрения, у 45 млн. из которых слепота и 246млн. имеют пониженное зрение.
К сожалению, из общего количества людей, нуждающихся в коррекции зрения, число детей и подростков из года в год возрастает.
Беларусь в этом вопросе не исключение. Уже в первом классе 4-5% детей имеют близорукость, к концу начальной школы - 6-8% , к выпускному классу - 30-32% девочек и 26-28% мальчиков имеют сниженную остроту зрения.
ЧТО ПОНИМАЕТСЯ ПОД НАРУШЕНИЕМ ЗРЕНИЯ, НАИБОЛЕЕ РАСПРОСТРАНЕННЫЕ ГЛАЗНЫЕ ЗАБОЛЕВАНИЯ У ДЕТЕЙ И ПОДРОСТКОВ И ПРИЧИНЫ ИХ ВОЗНИКНОВЕНИЯ
Нарушение зрения – состояние, при котором орган зрения получает искаженную информацию об объектах окружающей среды (величина, форма, цвет и т.д.).
Наиболее распространенные нарушения зрения у детей - спазм аккомодации, близорукость, дальнозоркость и астигматизм. Среди перечисленных – близорукость и спазм аккомодации встречаются чаще всего.
Спазм аккомодации глаза - это патологический процесс, при котором мышца, отвечающая за хорошее зрение вдаль и вблизи, находится постоянно в состоянии сокращения. Он сопровождается напряжением зрения вдаль, зрительным утомлением при работе на близком расстоянии.
Школьник, у которого развивается спазм аккомодации, становится раздражительным, быстро устает, снижает свою успеваемость, жалуется на головные боли. Продолжительность спазма колеблется от нескольких месяцев до нескольких лет, в зависимости от общего состояния ребенка, режима его жизни и занятий, своевременности диагностики и правильно назначенного лечения глаз. Часто спазм аккомодации переходит в близорукость.
Близорукость (миопия) - как правило, это приобретенное заболевание, когда в период интенсивной длительной нагрузки на близком расстоянии (чтение, письмо, просмотр телепередач, игр на компьютере) происходят изменения в глазном яблоке, приводящие к его растяжению по оси. В результате этого ухудшается зрение вдаль.
Основные её причины:
Наследственность – если оба родителя близоруки, у детей вероятность появления близорукости возрастает.
Недостаток в рационе питания различных микроэлементов (таких, как Zn, Mn, Cu, Cr и др.), необходимых для синтеза склеры, может способствовать прогрессированию близорукости.
Перенапряжение глаз - длительные и интенсивные зрительные нагрузки на близком расстоянии, плохое освещение рабочего места, неправильная посадка при чтении и письме, чрезмерное увлечение телевизором и компьютером. Как правило, появление близорукости совпадает по срокам с началом школьного обучения.
Неправильная коррекция – отсутствие коррекции зрения при первом появлении близорукости ведет к дальнейшему перенапряжению органов зрения и способствует прогрессированию близорукости, а иногда развитию амблиопии (резкое ухудшение зрения, сопряженное с полной слепотой), косоглазия. Если для работы на близком расстоянии используются неверно подобранные (слишком «сильные») очки или контактные линзы - это провоцирует перенапряжение мышцы глаза и способствует увеличению близорукости.
Дальнозоркость - в отличие от близорукости, это не приобретенное, а врожденное состояние, связанное с особенностью строения глазного яблока. При дальнозоркости с любых расстояний ребенок видит нечетко, причем чем ближе, тем хуже. Может сопровождаться сходящимся косоглазием.
Астигматизм - это такое изменение кривизны роговицы или хрусталика, при котором происходит неодинаковое преломление светового луча и изображение на сетчатке получается нечетким, искаженным. Носит врожденный или приобретенный характер (например после травм или перенесенного воспаления роговицы).
Косоглазие - положение глаз, при котором зрительная линия одного глаза направлена на рассматриваемый предмет, а другого - отклонена в сторону. Отклонение в сторону носа называется сходящимся косоглазием, к виску - расходящимся, вверх или вниз - вертикальным. Развивается косоглазие вследствие нарушения согласованной работы мышц глаза. При этом работает только один здоровый глаз, косящий же глаз практически бездействует, что постепенно ведет к стойкому понижению зрения. Может развиваться при нарушениях рефракции, неврологических нарушениях, после травм.
ДИАГНОСТИКА И ЛЕЧЕНИЕ
Диагностика нарушений зрения проводится, как правило, в медицинских учреждениях и заключается в проверке остроты зрения, осмотре глазного дна (с помощью офтальмоскопа и (или) с фундус-линзой), определении рефракции (преломление лучей света в глазу, как оптической системе), других обследованиях.
Лечение назначает врач после установления точного диагноза.
В зависимости от заболевания назначается медикаментозное лечение, физиолечение, очковая или контактная коррекция, хирургическое лечение.
Главная цель при этом – приостановить ухудшение зрения, а при возможности и полностью восстановить его.
Что касается близорукости высокой степени, то при ней основная задача - предупредить ее прогрессирование и развитие осложнений. Важную роль в этом играют склеропластические операции. Смысл их заключается в наложении своеобразного бандажа, преимущественно на заднюю поверхность глаза, чтобы предупредить дальнейшее растяжение склеры в этом отделе. Эффект склеропластики при близорукости состоит в прекращении или замедлении прогрессирования миопии.
МЕРЫ ПРОФИЛАКТИКИ УХУДШЕНИЯ ЗРЕНИЯ, РЕКОМЕНДАЦИИ РОДИТЕЛЯМ И ПЕДАГОГАМ
Если астигматизм, дальнозоркость чаще всего имеют врожденный характер, то спазм аккомодации и близорукость можно предупредить.
Во избежание развития проблем со зрением у детей и подростков родители должны тщательно следить за здоровьем своего ребёнка, выполняя следующие рекомендации по профилактике различных глазных заболеваний:
Осуществлять посещение ребёнком офтальмолога не реже одного раза в год с профилактической целью и выполнять все предложенные рекомендации, особенно касающиеся очковой коррекции или подбора контактных линз.
Укреплять иммунитет ребёнка, постараться больше времени проводить с ним на свежем воздухе в хорошо озелененной местности.
Следить за тем, чтобы дети не читали и не играли лёжа, особенно на боку.
Выделить место для занятий у окна, соблюдая при этом режим освещения – оно должно быть достаточным, желательно использование верхнего света, настольной лампы мощностью не менее 60-100Вт; исключить использование лампы дневного света.
Свет в комнате должен быть мягким, не оказывать слепящего действии; потолки, оконные проёмы и рамы желательно окрасить в светлый цвет, мебель также светлых тонов.
Во время письма, рисования, черчения источник света должен располагаться спереди и слева, а при чтении может быть и справа.
Зрительное рабочее расстояние при чтении и письме - не более 30-35см; бумага для письма иметь светлый цвет, стержень – тёмный.
Выполнение домашних заданий для детей 1-2 классов по времени не должно превышать 1,5-2 часа, 3-4 классов - не более 2 часов, а старшеклассников - не более 3-4 часов.
Обязательно делать десятиминутные перерывы через каждые 30-40 минут работы; желательна в этот период и в школе и дома гимнастика для глаз в течение 5-7 минут из следующего комплекса упражнений:
Первое упражнение: голову держать прямо, мышцы шеи и лица расслаблены. Перемещать взгляд вверх, вниз, прямо, влево (5 раз).
Второе упражнение: медленно вращать глазными яблоками по часовой и против часовой стрелки (по 5 раз).
Третье упражнение: сильно зажмурить глаза, все мышцы лица и шеи напрячь (5 раз). Затем часто поморгать (10-20 раз).
Четвертое упражнение: легкими движениями нажимать пальцами рук на глазные яблоки через закрытые веки (3-5 раз).
Приступать к подготовке домашнего задания примерно через 2 часа после окончания уроков в школе.
Просмотр телевизионных передач осуществлять на расстоянии примерно в 2-2,5 метра; продолжительность просмотра для детей дошкольного возраста не должна превышать 30 мин., младшего возраста - один час, среднего-1,5 часа, старшеклассников-2 часа.
Контролировать продолжительность работы (игр) на компьютере и игр на сотовых телефонах.
Строго придерживаться следующих временных нормативов пребывания ребенка за компьютером: учащимся начальных классов - 15 минут; 5-7 классов - 20 минут; 8-9 классов - 25 минут; 9-10 классов - 40 минут; 11 классов - не более 3 часов.
Обеспечить правильное сбалансированное питание ребенка как дома, так и в школе. Полезно мясо, рыба, печень, молочные и кисломолочные продукты, овощи, фрукты. Не увлекаться мучными изделиями, ограничить слишком соленую и сладкую пищу, полуфабрикаты, копчености.
Педагогический аспект профилактики заключается:
Рассадка осуществляется исходя из остроты зрения и наличия очковой коррекции. При снижении зрения и отсутствия очковой коррекции ученик должен сидеть не далее третьей парты. При достаточной остроте зрения в очках или линзах ребенок может сидеть дальше третьей парты.
Помните! Зрение – бесценный дар природы. Беречь и сохранять его надо с самого раннего детства!
Сегодняшняя жизнь немыслима без компьютеров и мобильной связи. Ими пользуются повсюду и взрослые, и дети. Компьютеры прочно вошли в школьную систему обучения. Они помогают ребенку увеличивать объем информации, активизируют его познавательную деятельность, расширяют кругозор.
Возможные негативные последствия
Наряду с несомненной пользой и преимуществом компьютера, бессистемное и длительное просиживание за ним, несоблюдение мер защиты и безопасности, может принести огромный вред растущему детскому организму и вызвать с его стороны ряд неблагоприятных реакций. Речь идет, прежде всего, о центральной нервной системе (ЦНС), зрительном анализаторе, опорно-двигательном аппарате, нормальное развитие которых может быть нарушено. Так как утомляются не только глаза, но и ЦНС (ритмичность сигналов, может спровоцировать приступы до доли секунд перерывов в сознании или приступ дурноты, удушенья).
В основе возникновения таких расстройств лежит повышенная судорожная готовность детского организма. Известны случаи о «телевизионной эпилепсии» у детей и подростков.
Психологи предупреждают «о наркотическом», затягивающем влиянии компьютерных игр, о возможности агрессивного, безжалостного поведения ребенка под их воздействием.
Изменения со стороны функционального состояния ребенка зависят от возраста: чем меньше возраст, тем ребенок более подвержен вредному влиянию компьютера.
Особая нагрузка приходится на зрение. Если ребенок подолгу, без перерыва не отрывается от монитора, то зрительное переутомление может привести к устойчивому снижению остроты зрения.
В ходе общения с компьютером детям приходится решать постепенно усложняющиеся пространственные и логические задачи. А это требует значительного умственного и зрительного напряжения, поскольку на довольно близком расстоянии приходится рассматривать на экране мелкие буквы, рисунки, цифры, шрифты. Периодически переводя взгляд с экрана на клавиатуру, ребенок постоянно перестраивает систему аккомодации глаза (способность глаза приспособляться к рассматриванию предметов на различных расстояниях). Это вызывает напряжение глазных мышц, которые усиливаются световой пульсацией экрана. Добавим сюда и статичную позу, которая увеличивает нагрузку на позвоночник и снижение двигательной активности. Это приводит к искривлению позвоночника, сколиозу, раннему заболеванию мышц, суставов и т.п.
Как же предотвратить нежелательные последствия?
Прежде всего надо:
Обратить внимание на технические характеристики монитора.
Предпочтение следует отдавать жидкокристаллическим мониторам или мониторам с антибликовым и антистатическим покрытием.
Хотя современные мониторы и отвечают всем стандартам безопасности, необходимо соблюдать требования к рабочему месту пользователя компьютером. Они включают:
Площадь помещения на одного человека – не менее 6 м2 для мониторов с электронно-лучевой трубкой и 4,5 м2 – для жидкокристаллических.
Освещенность экрана должна быть равна освещенности помещения. Естественное освещение должно быть боковым; искусственное освещение желательно голубоватого цвета. Рекомендуется окраска стен в голубой цвет.
Для защиты от электромагнитных и электростатических полей целесообразно применять специальные экраны и другие сертифицированные средства.
Необходимо обеспечить отсутствие бликов на экране монитора.
Монитор должен находиться на расстоянии 40-75 см от глаз, а центр экрана на 15-20 см ниже их уровня.
Клавиатура располагается на расстоянии 10-30 см от края стола таким образом, чтобы пальцы находились на уровне запястий, параллельно полу, плечи были расслаблены.
Положение тела должно быть удобным, спинка стула наклонена назад под углом в несколько градусов, форма спинки соответствовать естественным изгибам позвоночника. Целесообразно использование специальной мебели.
Для снятия утомления рекомендуется делать перерыв на 5-10 мин. через каждый час работы (максимально допустимая продолжительность непрерывной работы за монитором компьютера не должна превышать 2 часа), отвлечься от экрана, размяться, выполнить гимнастику для глаз. Возможно использование специальных очков с хроматическим покрытием, которые повышают контрастность изображения и снижают утомляемость во время работы.
Периодически посещать окулиста.
Следует строго придерживается следующих временных нормативов пребывания ребенка за компьютером:
ВОЗРОСТ РЕБЕНКА ВРЕМЯ ЗА КОМПЬЮТЕРОМ
5-6 лет 7 минут
6-7 лет 10 минут
учащиеся начальных классов 15 минут
учащиеся 5-7 классов 20 минут
учащиеся 8-9 классов 25 минут
учащиеся 9-10 классов 40 минут
на сдвоенном уроке 30 минут на 1уроке,
30 минут на 2 уроке
учащиеся 11 классов не более 3 часов.
Мобильный телефон
Не меньшую опасность для организма ребенка представляет мобильный телефон – при неправильном пользовании им вследствие электромагнитных излучений. Излучение проникает в голову по-разному у взрослых и детей.
Многочисленные исследования показывают, что длительные и частые разговоры по мобильному телефону приводят к определенным отклонениям в состоянии здоровья даже у взрослых людей: повышению артериального давления, головной боли, нарушению сна и памяти, возникновению телефонной зависимости, тревоги и ухудшению общего самочувствия.
Сегодня дети и подростки активно пользуются сотовой связью. Разговаривая по мобильному телефону, они длительное время подвергают электромагнитному облучению головной мозг, сложные нервные образования во внутреннем ухе, обеспечивающие нормальную деятельность слухового и вестибулярного анализаторов, а также сетчатку глаза.
Дети и подростки относятся к группе повышенного риска неблагоприятного воздействия на здоровье электромагнитных излучений сотовых телефонов. При частом пользовании мобильными телефонами у них отмечается: ухудшение памяти, снижение внимания и умственных способностей, раздражительность, нарушение сна, повышение эпилепсической готовности. Возможны отдаленные последствия – опухоли центральной нервной системы, болезнь Альцгеймера, депрессивный синдром и др.
Во избежание таких последствий родителям следует научить детей, особенно в возрасте до 14 лет, пользоваться аппаратами мобильной связи лишь в случае необходимости, прислушаться самим и детям к следующим советам специалистов:
Ограничить доступ детей к сотовой связи.
Находиться на расстоянии не менее 1 м от человека, говорящего по сотовому телефону.
Избегать разговоров по мобильнику в автобусе, метро, поезде, во время движения, а также в местах, где нет устойчивого сигнала.
Предпочитать сообщения в формате SMS.
Сокращать суммарное время общения по телефону до 15 мин в день.
Каждый разговор не должен превышать 1мин., а перерыв после него–как минимум 5 мин.
Не носить телефон в нагрудном или кармане брюк, на ремешке, лучше – в сумке.
Не подносить телефон к уху, пока вызываемый абонент не снял трубку.
Во время разговора использовать гарнитуру «свободной руки».
На ночь выключать или класть мобильник на расстоянии не менее 1м от головы.
Во время разговора держать аппарат обязательно за нижнюю часть. Держа телефон в кулаке, вы увеличиваете мощность излучения аппарата на 70%, и тем самым увеличиваете облучение мозга.
Не использовать сотовый телефон лицам, страдающим заболеваниями неврологического характера, включая неврастению, психопатию, неврозы, эпилепсию и навязчивые, истерические расстройства.
Все эти меры защитят наших детей от вредного воздействия электромагнитных излучений на детский организм.