Министерство образования Республики Беларусь
Управление образования Новогрудского райисполкома
Государственное учреждение образования
Гимназия № 1 г. Новогрудка
Психологическое (эмоциональное) насилие выражается в унижении, запугивании, принуждении и изолировании. Данный вид насилия может проявляться в постоянной критике мыслей, чувств, мнений, убеждений, действий; систематических допросах, шантажах, угрозах насилия, контроле или ограничении круга общения жертвы, телефонных разговоров; преследовании, обвинении во всех возникающих проблемах, прерывании сна, процесса еды, и т. д.
Взрослым надо понимать, что если наблюдаются у детей сосание пальцев, монотонное раскачивание (аутоэротические действия); ночной и/или дневной энурез (недержание мочи); психосоматические жалобы (головная боль, боли в животе и области сердца, жалобы ребенка на то, что ему плохо), то это говорит о предъявлении к ребенку завышенных требований, с которыми он не в состоянии справиться, чрезмерном психическом давлении на него. Результатом будет замедление физического, психического и общего развития ребенка.
Эмоционально жестокие высказывания от родителей, которые сильно могут ранить ребенка (например, «Лучше бы ты не рождался», «Такие, как ты, не должны жить», «Таких, как ты, нужно убивать в маленьком возрасте», «Ты полный идиот (дурак), и это не исправить» и т. д.).
У большинства детей, живущих в семьях, в которых применяется психологическое (эмоциональное) насилие, имеются признаки задержки физического и нервно-психического развития. У них ухудшается память: процессы запоминания и сохранения затруднены, резко возрастает избирательность в запоминании. Внимание становится рассеянным, обедняется речь, часто появляется заикание. Дети значительно хуже успевают в школе, труднее протекают процессы школьной адаптации.
Особенно тяжело дети переживают обиду, нанесенную родителями, которые в состоянии алкогольного опьянения оскорбляют, угрожают побоями или даже избивают их. Но ни родителям, ни сверстникам дети никогда не рассказывают о своих страданиях. Ведь для детей естественно необходимо гордиться своими родителями, поэтому, когда они понимают, что их семьи невыгодно отличаются от других, то все равно защищают близких. Дети предпочитают переживать все в душе, поскольку убеждены: того, о чем не сказано вслух, не существует. Сохранить этот большой секрет важнее, чем рассказать о своих чувствах.
Важно помнить, что если в вашей семье происходит насилие, вам всегда могут оказать профессиональную помощь и поддержку. В каждом районе функционируют социально-педагогические центры, «кризисные» комнаты в территориальных центрах социального обеспечения населения, которые оказывают практическую помощь детям и их родителям в сложной жизненной ситуации, в том числе пострадавшим от домашнего насилия.
1. Излишний контроль
Зачастую родители устраивают ревизию в шкафах своих детей и привыкают, что вся личная жизнь их ребенка прозрачна и доступна для них. С подростками важно перестроиться и дать ему право на закрытые от посторонних глаз области. Неважно, что это: увлечение, музыка или влюбленность. Лишая подростка своего вездесущего контроля, вы оказываете ему доверие и создаете возможность сотрудничества.
2. Навязывание своего понимания мира
Подросток учится понимать мир по-своему. Иногда те конструкции, которые он выстраивает, взрослому человеку кажутся наивными и нежизнеспособными. Возникает соблазн сказать: "Ты еще ничего не понимаешь. Я взрослый и лучше знаю. В твои годы я тоже так думал, но сейчас знаю, как надо". Но как бы убедительно не звучали ваши аргументы относительно неправоты подростка, принять их ему будет тяжело из-за ее склонности к негативизму.
3. Обесценивание эмоций
Подростки очень сильно переживают некоторые события. Сила их эмоций часто намного выше, чем интенсивность эмоций, испытываемых взрослыми. Подросток бывает полностью захвачен своими чувствами. Может показаться, что он преувеличивает или специально вызывает их у себя. Бывает так, что взрослые начинают спорить и убеждать подростка в обратном, и это может вызвать его обиду, негодование и отстранение. Ставить чувства подростка во главу угла – другая крайность. Важно сохранять нейтральную позицию, замечать его эмоции такими, какие они есть, вместе искать для них обозначение и способы выражать их, помогать ему в них разобраться.
4. Разговоры только «по делу»
Иногда степень включенности взрослых в дальнейшую судьбу подростка чрезвычайно высока. Взрослые могут сильно тревожиться и переживать за подростка, все ли у него получится, хорошо ли он справится. Иногда на фоне такой включенности контакт между взрослым и подростком становится стереотипным, все вопросы и разговоры крутятся только вокруг обучения и предстоящих дел. Подросток может почувствовать утрату интереса к себе такому, какой он есть, и отдалиться. Важно помимо задач, связанных с дальнейшем профессиональным путем подростка, удерживать в поле внимания и остальную его жизнь: интересоваться его увлечениями, настроением, отдыхать и вместе радоваться жизни.
5. Теснота в контакте
Иногда взрослые становятся так настойчивы, что занимают все пространство в диалоге, потому что боятся быть неуслышанными. Тогда у подростка просто не остается места, чтобы присутствовать в этом общении. Он может в этом случае чувствовать потерю уважения, интереса к себе и отдаляться.
6. Глобализация осуждения
Иногда взрослый по праву испытывает раздражение на подростка, когда в очередной раз договоренность не выполняется. Часто в такие моменты взрослый сгоряча произносит: «Ты безответственный», «Ты никогда не говоришь мне…» и т.д. Подросток, даже если в конкретной ситуации он был неправ, на подобное обобщение его недостатков часто реагирует тихим бунтом: "Раз вы считаете меня плохим, то я им и буду". Как быть? - Осуждать не человека, а конкретный поступок. Обговаривать желаемую ситуацию в подробностях (как и чего хотят от подростка). Спрашивать, чего ему не хватило для того, чтобы выполнить существующую договоренность, какой помощи, каких условий. Проговаривать санкции заранее: что будет в том случае, если договоренность не будет выполнена.
7. Мало сил для поддержания отношений
Бывает так, что родители истощены работой, и нет сил встречаться с подростковыми трудностями, которые требуют терпения и эмоциональной устойчивости. Важно позаботиться о том, чтобы у вас было свободное время, выделенное специально для того, чтобы быть со своим ребенком-подростком. Даже если он будет в это время «не подарок», или решит именно в этот день высказать все накопившиеся обиды, устроит скандал на ровном месте, перестанет с вами разговаривать – оставайтесь доступными для своего ребенка, говорите ему о том времени, которое вы можете провести вместе, планируйте его заранее.
8. Избегание стыда
Бывает так, что некоторые состояния, переживаемые подростком, крайне трудны для родителей и взрослых, и вызывают у них много противоречивых чувств. Например, ситуации, связанные с темой сексуального интереса подростка, могут вызывать стыд у родителей. Стыд – чувство, трудно переживаемое. Взрослый, избегая стыда, может постараться как можно быстрее завершить разговор, может наказать подростка или отругать, повысить голос, пристыдить. При этом и подросток, и взрослый отдалятся друг от друга. Что делать? - Если на это есть ресурсы, взрослый может попробовать прояснить происшедшее. Важно поделиться своими чувствами, проявить принятие («Я так отреагировал, потому что испытал стыд, а не потому что ты сделал что-то неправильное или плохое. То, что с тобой происходит – нормально и естественно»).
9. «Ну ты ведь не такой»
Иногда подростки за короткий период времени настолько сильно меняются, что становятся непонятными для собственных родителей. В подобных ситуациях родители могут начать тревожиться, так как они теряют ориентиры и уже не знают, как им теперь вести себя со своим ребенком. Иногда реакцией в подобных случаях может быть стремление из неизвестного делать известное, не замечать нового в своем ребенке, быть привязанным к старым представлениям о нем. В подобных случаях у него может сложится ощущение, что его не видят таким, какой он есть. При этом могут возникать чувства одиночества и ненужности, несмотря на то, что родитель изо всех сил стремится поддержать с ним отношения. В таких ситуациях важно признать свои ошибки и обозначить желание и готовность познакомиться лучше: «Да, я не настолько хорошо тебя знаю, но я бы хотел узнать, и ты можешь помочь мне в этом».
10. Сверхценность достижений
Иногда случается, что ценность достижений подростка для взрослых становится настолько высокой, что очень трудно мириться с его неудачами или пассивностью. В этом случае, при неудачах в чем-либо подросток может начать бояться негативной оценки и отвержения взрослого и избегать контакта с ним. Так взаимопонимание и теплота могут быть потеряны и вместо них придут напряжение и страх. Важно, чтобы подросток чувствовал, что ценен он сам, а не его успехи, и что при неудачах он так же любим.
Скачать документ Рекомендации для родителей «Правила бесконфликтного общения с ребенком» 31 Кб
Особенности проявления депрессии у детей и подростков:
– Сниженное настроение – от лёгкой грусти до полного отчаяния. Может наблюдаться печаль, тоска, апатия (безразличие, снижение активности), чувство душевной боли. Проявляется это в грустном выражении лица, частых глубоких вздохах, пессимистичных высказываниях.
– Нарушение сна (затрудненное засыпание, ночные или ранние пробуждения, чуткий, прерывистый сон, либо, очень глубокий)
– Повышенная утомляемость
– Повышенный уровень тревоги, беспокойства
– Возможно повышение агрессивных реакций – конфликтность. Раздражительность. Вспыльчивость
– Снижение иммунитета
– Снижение памяти, работоспособности. Нарушение внимания. Снижение умственных способностей.
– Погруженность в печальные переживания, сниженная самооценка, пессимистическое восприятие будущего.
Причины данного расстройства неоднородны. Лечение, как правило, назначает психотерапевт или психиатр как амбулаторное, так и стационарное.
Уважаемые родители! Обращайте внимание на эмоциональное состояние вашего ребенка. Общайтесь, обсуждайте проблемы. Учите разрешать их, внушайте оптимизм. Если вы не справляетесь сами, чувствуете неблагополучие в социальной, эмоциональной сфере вашего ребенка, не стесняйтесь обращаться за помощью. Не стоит полагаться на время – что все само собой пройдет и наладится. Проявите бдительность. Специалисты помогут облегчить страдание вашего ребенка, помогут найти выход из трудной ситуации.
Во-первых, необходимо разговаривать с ребенком, задавать ему вопросы о его состоянии, вести беседы о будущем, строить планы. Эти беседы обязательно должны быть позитивными. Нужно «внушить» ребенку оптимистический настрой, вселить уверенность, показать, что он способен добиваться поставленных целей. Не обвинять ребенка в «вечно недовольном виде» и «брюзгливости», лучше показать ему позитивные стороны и ресурсы его личности. Не надо сравнивать его с другими ребятами – более успешными, бодрыми, добродушными. Эти сравнения усугубят и без того низкую самооценку подростка. Можно сравнить только подростка-сегодняшнего с подростком-вчерашним и настроить на позитивный образ подростка-завтрашнего.
Во-вторых, заняться с ребенком новыми делами. Каждый день узнавать что-нибудь новое, делать то, что никогда раньше не делали. Внести разнообразие в обыденную жизнь. Записаться в тренажерный зал или хотя бы завести привычку делать утреннюю гимнастику, прокладывать новые прогулочные маршруты, съездить в выходные на увлекательную экскурсию, придумывать новые способы выполнения домашних обязанностей, посетить кинотеатр, выставки, сделать в доме генеральную уборку. Можно завести домашнее животное – собаку, кошку, хомяка, попугаев или рыбок. Забота о беззащитном существе может мобилизовать ребенка и настроить его на позитивный лад.
В-третьих, подростку необходимо соблюдать режим дня. Необходимо проследить за тем, чтобы он хорошо высыпался, нормально питался, достаточно времени находился на свежем воздухе, занимался подвижными видами спорта. Депрессия – психофизиологическое состояние. Необходимо поддерживать физическое состояние подростка в этот период.
И, в-четвертых, если есть какие-то изменения в поведении подростка, которые вы не можете объяснить, необходимо обратиться за консультацией к специалисту – психологу, психотерапевту.
Несколько лет назад появилось повальное увлечение молодежи спайсами – курительными смесями, которые, как утверждали продавцы, абсолютно безвредны для здоровья. Якобы они не являются наркотическими веществами и не дают того эффекта, который люди ждут от приема наркотиков.
Спайс (Spice) – это любое высушенное растение пропитанное JWH-018 (синтетический каннабиноид). У синтетического каннабиноида много формул, поэтому как только правоохранительные органы запрещают одну формулу, тут же появляется другая. Это объясняет то, почему спайс продают через интернет и на улицах так свободно под видом ароматических трав или курительных смесей. И не надо верить продавцам, что там какие-то гавайские розы и пр., ни каких гавайских роз не хватит, чтобы продавать их в таком объеме по стране. Так же не стоит верить тем, кто уверяет, что вред от курения спайса наносимый психике и организму человека сопоставим с вредом от курения конопли или гашиша.
Спайс – это химия, а химию можно отнести уже к тяжелым наркотикам и вред наносимый курением спайса в разы больше. Не занимайтесь самообманом.
На сегодняшний день вред от курения спайса можно даже не ставить под сомнение. Достаточно посмотреть, сколько жизней унес этот «дизайнерский» наркотик. А про то количество судеб, которые разрушил спайс можно и не говорить. Свидетелями тому являются многочисленные врачи карет скорой медицинской помощи, которые неоднократно выезжали на вызовы по поводу явного наркотического опьянения у молодых людей, которые покурили спайсов. Дальше – больше, прокуратуры разных городов стали заводить уголовные дела по поводу самоубийств молодых людей, которые обкурились какого-либо вида смеси и попали в состояние непереносимой депрессии, и лишили себя жизни.
В дальнейшем стали проводиться исследования влияния курительных смесей, и выяснилось, что многие из них содержат в себе такие растения, как голубой лотос, индейский воин, маккона брава, канавалия морская, шалфей предсказателей. Практически все из этих растений имеют психотропное или же галлюциногенное действие, и уже внесены в список опасных веществ. Помимо того, спайсы часто сбрызгивают каннабиноидным раствором, который производится даже не из марихуаны, а из синтетических каннабиноидов, привыкание к которым в пять раз сильнее, чем к природной марихуане.
Во-первых, из-за систематического вдыхания ароматического дыма появляются местные реакции организма в виде постоянного раздражения слизистой оболочки гортани и носовой полости. Потому практически все курильщики спайсов жалуются на осиплость голоса до курения и после, на раздражающий слизистую кашель, слезотечение, которое может длиться часами после курения. Регулярное воздействие дыма на дыхательные пути вызывает воспаления в них, которое провоцирует развитие хронических фарингитов, ларингитов, бронхитов.
Вред от курительных смесей и их дыма настолько высок, что в несколько десятков раз повышается вероятность возникновения злокачественных новообразований во рту, глотке, гортани и бронхах.
Во-вторых, компоненты дыма от курительных смесей воздействуют на центральную нервную систему. Влияние это зависит от состава смеси. Так как составы могут разниться, то и проявления у курильщиков будут разные. Могут быть такие реакции, как эйфория, беспричинный плач, непрекращающийся смех, глубочайшее состояние депрессии, нарушение способности ориентирования в пространстве, неспособность сосредоточиться, галлюцинаторные явления, полная потеря контроля над собственными действиями, сильная агрессия. Известны случаи, когда обкурившиеся подростки в таком состоянии бросались с крыши многоэтажки вниз, снимали одежду и сидели на морозе в голом виде. Но единичные реакции – это не самое большое зло.
Дело в том, что регулярное курение спайсов вызывает необратимую деструкцию центральной нервной системы. Постепенно человек сам будет замечать, что у него значительно снизилось внимание, ухудшилась память, мыслительные способности упали, и появилась депрессия.
Долговременное курение смесей приводит к тяжелой форме инвалидности.
В-третьих, вред от курительных смесей заключается в том, что организм при курении сильнодействующих веществ подвергается сильному токсическому воздействию. Реакция на эти токсины непредсказуема: человека может сильно тошнить и рвать, у него может значительно повыситься артериальное давление и усилиться сердцебиение, начаться судороги, потеря сознания может быть долговременной и привести к коме.
Проблема при лечении пациентов с такими симптомами заключается в том, что в крови обкурившегося нельзя обнаружить следов употребления какого-то конкретного вещества, потому врачи зачастую не могут оказать должной помощи пострадавшему из-за курения спайсов. Сейчас разработано несколько методик по обнаружению наркотических веществ из миксов в крови человека, но действуют они лишь только при прохождении с момента курения около полусуток. За это время при сильном отравлении у человека может наступить летальный исход. Потому в городах Республики Беларусь, а также в соседних странах курение спайсов приравнено к наркотикам, и при обнаружении подобных смесей их изымают.