Геноцид белорусского народа

Как погибла половина жителей моего города. Холокост в Новогрудке.

Когда заходит речь о Холокосте, часто возникает вопрос: почему евреи не боролись за свою жизнь, почему они не сопротивлялись? Подобного рода вопросы  отражают  незнание  фактов  и  реальной  обстановки,  в  которой оказались евреи в годы войны. В действительности довольно часто евреи, обреченные гитлеровцами на полное истребление, сопротивлялись нацистам, участвовали в вооруженной борьбе против оккупантов и боролись за свою жизнь другими способами.

Я решила изучить историю евреев Новогрудка более подробно, так как во время оккупации в Новогрудке погибло около 11000 евреев, существует много мест, где были похоронены эти мирные люди, которые стали жертвами фашизма.

Новогрудок был оккупирован фашистской Германией с 4 июля 1941 г. по 8 июля 1944 г.. Еврейское население в городе до войны составляло около 6000 человек. Остальные  горожане  были  белорусы,  поляки  и  татары.  Когда  немцы захватили Новогрудок, они сразу ввели антиеврейские законы. Евреи должны были носить жёлтые латы на груди и на спине. Все евреи в возрасте с 12 до 60 лет должны были работать. Они были лишены всех гражданских  прав.  Также  им  запрещалось  ходить  по  тротуарам.  Многие очень тяжело переживали это унижение. Они сразу стали людьми второго сорта. Если, например, еврея кто-нибудь обидел, украл что-нибудь у еврея, ему некуда было пожаловаться. Это было ужасно, ведь каждый человек должен иметь право на защиту, право на человеческую жизнь.

26 июля 1941 немцы собрали людей на площади и провели отбор. В процессе отбора они выбрали 50 евреев и расстреляли их. Это было начало Холокоста в Новогрудке.

Я прочитала воспоминания Иегуды Слуцкого. 26 июля 1941 года, утром, город был окружён полицией. Глава еврейского совета ходил из дома в дом и приказывал собираться и выходить всем на площадь. Вот он пришёл в дом Иегуды и вызвал Иегуду, его отца Давида и брата Мулика на площадь. Когда они пришли на площадь, то увидели, что всё вокруг было окружено вооружённой полицией. Всем приказали стать в длинные ряды. Немец начал отбор. Он отправлял людей направо и налево – на смерть или на жизнь. Таким образом, собралась группа, состоящая из 50 человек.

Отбор закончился, и немецкий командир отдал приказ взять 10 человек из группы 50 и поставить их напротив 10 вооружённых немцев. Затем  он  приказал  стрелять.  Это  было  ужасное зрелище.  Ни  в  чём  не виноватые люди не понимали, почему их расстреливают. Они не сделали ничего плохого. Так, по 10 человек, немцы расстреляли всех 50. На площади пролилось много крови. Люди вокруг стояли в шоке и смотрели. И, наверное, каждый стоял в ожидании, что он станет следующим. Еврейским женщинам было приказано вымыть кровь с вымощенной булыжниками площади. Это было еще ужаснее. Ведь немцы даже не задумывались о чувствах. Возможно, это была кровь кого-то близкого, родного. Возможно мужа?! Или сына?

Иегуда тоже стоял и смотрел, как убили его отца и брата. Потом пригнали подводы  и  приказали  погрузить  тела  убитых  и  отвезти  на  еврейское кладбище. Он похоронил своего отца и брата, при этом, его самого избили. Что может быть ужаснее, чем стоять и смотреть, как расстреливают твоего отца или брата? И быть не в силах помочь родному человеку.

После прочтения воспоминаний Иегуды Слуцкого я была глубоко поражена трагедией евреев моего города. Я знала от дедушки, что ситуация была трудной во время войны, но я не могла представить, что жители моего города прошли через такую катастрофу.

Это место называется Скрыдлево. Моя школа заботится об этой могиле. 18000 людей, похороненых здесь, были людьми разных национальностей, но сейчас они все в одной могиле. А ведь эти люди ни в чём не виноваты. Они родились, чтобы жить, создать семью, благополучие. И они все хотели быть похоронены достойно, а не так, как это сделали немцы.

Я прочитала воспоминания Эшки Левин. В то время ей было 15 лет. Она, её отец и братья хотели бежать из города, когда всех начали сгонять в гетто, но окраины Новогрудка патрулировали немцы и белорусские полицейские. Ее братьев схватили и убили. Также немцы убили собаку и бросили ее в общую яму. Старшему брату Исраэлю было 18, а младшему Арону - 14.   Остальная семья попала вместе с другими в суд. Это – большое здание на улице  Минской,  в  войну  она  называлась  Кореличской.  Во  дворе  суда проводили отбор, после которого люди, обречённые на смерть, уже не могли вернуться  к  жизни. 

Пятнадцатилетняя  Эшка набралась  смелости.  Она подошла к немецкому начальнику, обняла его руками за шею и попросила подарить ее семье жизнь. Она сказала, что её отец был книгопереплётчиком и мог бы пригодиться на службу. Тогда немец сказал: «Книгопереплётчик, подойди!» Но отец растерялся и подошёл без матери и сестёр. Человек был потрясен. Им владел страх быть убитым. Он находился в ожидании смерти. Мама и сёстры Эшки остались во дворе суда. Их вместе с остальными  людьми расстреляли.  Эшка и ее отец были единственными из собранных во дворе суда евреев, кто остался в живых таким образом.

Я думаю, что пятнадцатилетняя Эшка, которой было столько же лет, сколько мне сейчас, действовала очень отважно. Я не знаю, смогла бы я так же. Я восхищаюсь ею. Она рисковала собой, чтобы спасти свою семью. Ведь она действительно своими действиями смогла спасти... хотя бы своего отца и остаться в живых сама. Только около 1500 евреев остались в живых. Их перевели на Пересеку, где было открыто гетто. Каждый день они должны были работать. У них было 2 мастерские: мастерская для портных и столяров в суде и ещё каждый день отправляли на строительные работы в недостроенные советские казармы. Вся работа,  которую выполняли евреи,  проходила  под  чётким  надзором  и сопровождалась  избиваниями.  Их  всех  плохо  кормили,  не  давали возможности  помыться,  нормально поспать.  Жили  они  в  одноэтажных деревянных домах по 50 человек в каждом, где не было даже света, а иногда и пола. А спали они на деревянных нарах, построенных в два или в три этажа. 8 августа 1942 г. немцы и литовская полиция проводили очередную акцию расстрела в гетто на Пересеке. Накануне они перевели специалистов и их семьи в суд, но приказали всем построиться, чтобы отделить детей. Немцы ходили между рядами и забирали детей. Они обыскивали чердаки и подвалы, и вытаскивали тех, кого нашли. Они бросали их на грузовики и вывозили к ямам возле деревни Литовка. После этого расстрела в гетто на Пересеке только 500 евреев остались живыми. Они прожили совсем недолго, гетто было ликвидировано 4 февраля 1943 г...

И ещё 500 специалистов оставалось в гетто в суде. 7 мая 1943 г. был день последнего расстрела в суде. В тот день погибли 250 человек. Остальные решили бежать. Они решили строить туннель, чтобы бежать. Это был грандиозный план побега, учитывая то, что у них не было возможностей для  строительства,  таких  как  сейчас.  Они  не  имели  сил, рабочих инструментов, за ними надзирала полиция. Но всё же, побег – это хоть какой-то шанс спастись, какая-то возможность остаться в живых.

Я узнала об этом из воспоминаний Елияху Берковича. «Это было фантазией, но  фантазия  вскоре  стала  реальностью.  Когда  план  был  готов,  Берл Йоселевич и Якубович были назначены главными. Работа была начата с большим  энтузиазмом  и  в  строгом  секрете.  50  молодых  мужчин  были выбраны на работу. Каждый день каждый мужчина должен был работать 2 часа в шахте. Рыть туннель начали из барака, в котором жили. Одной из первых проблем было, как  доставать землю из туннеля. 60 мужчин сидели через каждые несколько метров. Земля передавалась в маленьких мешках от одного  к  другому  и  транспортировалась  на  чердак.  Вскоре  чердак  был заполнен. Тогда были построены двойные стены, и землю прятали между стен.  Общение  происходило  на  языке  жестов.  2  или  3  метра  вырывали ежедневно. Вскоре возникла техническая проблема – вытаскивать землю на большое расстояние. Столяр из Дятлова сделал 2 платформы на рельсах. Следующей проблемой были нехватка воздуха и темнота. Были сделаны керосиновые лампы, но они не работали без воздуха. Лионке Партной сделал трубочки и вставил их одним концом наружу, а другим в туннель. Это решило  проблему снабжения воздухом.  В  это  время  туннель  был  60 сантиметров в ширину и 70 сантиметров в высоту, и 1 метр под землёй. В туннеле был проведён электрический свет. В начале сентября 1943 туннель был 250 метров длиной. Мы решили бежать, как только будет возможность. Проблема была, кто будет бежать первым, а кто последним. Каждый хотел быть первым. Ведь у первого больше возможностей остаться незамеченным и успеть убежать. Каждому был дан листок с именем того, кто шёл впереди. Несколько людей с оружием стояли у выхода и несколько людей стояли у входа. Мы решили бежать в воскресенье».

План был осуществлен успешно 26  сентября 1943 г. Эти люди смогли противостоять смерти. Строительство туннеля было их единственным  шансом  спастись.  Люди,  измученные  голодом,  физически бессильные строили туннель. Ведь если бы они не решились на побег, то неизвестно, что бы стало с ними. Скорее всего, их бы тоже расстреляли. Мы знаем сейчас, насколько всё было тогда на грани жизни и смерти. В данной ситуации риск – это последняя попытка выжить. Ведь терять было нечего. Около 150 человек из тех, кто бежал, спаслись.

Холокост в Новогрудке унёс более чем 11000 жизней. Но новогрудские евреи не  всегда  послушно  умирали.  Они  продемонстрировали  способность противостоять смерти, построив туннель и организовав успешный побег. Я восхищаюсь этими людьми. В них было столько мужества и желания жить! В них  была  способность  бороться  с    физическим  и  психологическим бессилием.

Гимназия №1 г.Новогрудка

ГЕНАЦЫД БЕЛАРУСКАГА НАРОДА Ў ГАДЫ ВЯЛІКАЙ АЙЧЫННАЙ ВАЙНЫ

Экспозиция по теме геноцида белорусского народа Государственного учреждения образования «Гимназия №1 г.Новогрудка» МУЗЕЙ «ВЫТОКІ»

ЗАКОН РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ 5 января 2022 г. № 146-З О геноциде белорусского народа

ЗАКОН РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ 5 января 2022 г. № 146-З

О геноциде белорусского народа

Принят Палатой представителей 14 декабря 2021 г.
Одобрен Советом Республики 22 декабря 2021 г.

 

Настоящий Закон принят в целях сохранения памяти о миллионах советских граждан, которые стали жертвами в годы Великой Отечественной войны и послевоенный период*, в соответствии с Конституцией Республики Беларусь, а также на основе Конвенции о предупреждении преступления геноцида и наказании за него от 9 декабря 1948 года, Конвенции о неприменимости срока давности к военным преступлениям и преступлениям против человечества от 26 ноября 1968 года и направлен на законодательное обеспечение защиты фундаментальных ценностей белорусского народа, установления действенных барьеров на пути попыток фальсификации событий и итогов Второй мировой войны, дачи справедливой        оценки       злодеяниям       нацистских     преступников     и их     пособников, националистических формирований в годы Великой Отечественной войны и послевоенный период.

Статья     1.     Совершенные      нацистскими     преступниками     и их     пособниками, националистическими  формированиями              в годы      Великой     Отечественной      войны и послевоенный      период                злодеяния,      направленные   на планомерное      физическое уничтожение белорусского народа** путем убийства и иных действий, признаваемых геноцидом в соответствии с законодательными актами и нормами международного права, являются геноцидом белорусского народа.

* Под послевоенным периодом для целей настоящего Закона понимается период по 31 декабря 1951 г. ** Под белорусским народом для целей настоящей статьи понимаются советские граждане,

проживавшие на территории Белорусской Советской Социалистической Республики в годы Великой Отечественной войны и (или) послевоенный период.

Статья 2. Дополнить Уголовный кодекс Республики Беларусь от 9 июля 1999 г. статьей 1302 следующего содержания:

«Статья 1302. Отрицание геноцида белорусского народа

  1. Отрицание геноцида белорусского     народа,     содержащееся      в публичном выступлении, либо в печатном или публично демонстрирующемся произведении, либо в средствах массовой информации, либо в информации, размещенной в глобальной компьютерной сети Интернет, иной сети электросвязи общего пользования или выделенной сети электросвязи, –

наказывается арестом, или ограничением свободы на срок до пяти лет, или лишением свободы на тот же срок.

  1. Действие, предусмотренное частью 1 настоящей статьи, совершенное лицом, ранее судимым за отрицание геноцида белорусского народа, либо должностным лицом с использованием своих служебных полномочий, –

наказывается лишением свободы на срок от трех до десяти лет.».

Статья      3.      Генеральной        прокуратуре      принять       дополнительные       меры по всестороннему, полному и объективному исследованию обстоятельств геноцида белорусского народа, установлению лиц, причастных к его совершению, и их уголовному преследованию.

Статья 4. Совету Министров Республики Беларусь: на постоянной основе принимать меры по:

увековечению памяти жертв геноцида белорусского народа, а также по признанию и осуждению геноцида белорусского народа на международном уровне;

распространению достоверной информации о геноциде белорусского народа, а также по просвещению граждан по вопросам геноцида белорусского народа;

в шестимесячный срок принять иные меры, направленные на реализацию настоящего Закона.

Статья 5. Настоящий Закон вступает в силу через десять дней после его официального опубликования.

 

Президент Республики Беларусь  А.Лукашенко

свернуть

Обращение к соотечественникам по случаю 75-летия Хатынской трагедии 22 марта 2018 г.

Дорогие соотечественники!

Великая Отечественная война оставила белорусскому народу тяжелое наследие - память о страшных трагедиях людей, ставших свидетелями и жертвами чудовищных преступлений фашизма. Сегодня мы отдаем дань памяти жителям Хатыни, сожженной нацистами 75 лет назад.

 

22 марта 1943 года в жизнь маленькой деревеньки пришла беда. Терпящие поражение на фронтах оккупанты вынесли смертный приговор мирному населению. Каратели не пощадили стариков, женщин и грудных младенцев. В огне погибли 149 человек.

Мы никогда не смиримся с ужасом родителей, на глазах которых умирали дети. Нам никогда не забыть страх и беспомощность ребенка, ищущего защиты у взрослого и не понимающего, за что отнимают у него жизнь. Нам не простить горя отца, выжившего, но потерявшего своего сына, и слез мальчика, нашедшего спасение под телом убитой матери.

Вспоминая Хатынь, мы вспоминаем тысячи зверски уничтоженных деревень. Оплакивая жертв этих ужасных событий, оплакиваем каждого третьего жителя Беларуси, погибшего во время Второй мировой войны. Эта боль навсегда останется в наших сердцах как память о жестоких преступлениях против человечности. И нет им оправдания.

Слишком дорогой ценой досталась свобода родной земли нашему народу. Историческую память о тех страшных годах мы бережно сохраним и передадим детям как иммунитет против любой военной агрессии и националистической враждебности. Как понимание того, что ничто на свете не стоит отобранной человеческой жизни.

Мир вновь забывает эти уроки. Военные угрозы, террористические акты, межконфессиональные распри и межнациональные конфликты заполняют страницы истории XXI века новыми бесчисленными жертвами. И современное лицо зла, порой спрятанное за маской благих намерений, - такое же уродливое, как и нацизма. Идеи сверхдержавности и превосходства наций находят очередных последователей и ведут к новым бедам.

Мы, белорусы, носители генной памяти нечеловеческих страданий народа, выстоявшего в Великой Отечественной войне, говорим всем: "Пусть скорбный звон колоколов Хатыни звучит и предостерегает от повторения страшной трагедии. Пусть их металлический плач донесется до тех уголков Земли, где сегодня забыли о том, что жизнь - это дар свыше, мир - самая большая ценность. Мы должны это помнить всегда!"

свернуть

ПРОЕКТ НАЦИОНАЛЬНОГО АРХИВА РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ "БЕЗ СРОКА ДАВНОСТИ"