Памятка "Психотерапия неуспеваемости"
1. "Не бить лежачего".
Оценку своих знаний учащийся уже получил и ждет спокойной помощи, а не новых упреков.
2. Не более одного недостатка в минуту.
Избавляя человека от недостатков, знайте меру. Иначе человек станет нечувствительным к вашим оценкам. По возможности выберите из множества недостатков тот, который особенно непереносим, который хотите ликвидировать в первую очередь, и помогайте бороться с ним.
3. "За двумя зайцами погонишься…"
Начните с ликвидации тех учебных трудностей, которые в первую очередь значимы для самого учащегося.
4. Хвалить исполнителя, критиковать исполнение.
Оценка должна иметь точный адрес. Критика должна быть как можно более безличной.
5. Сравнивайте сегодняшние успехи учащегося с его собственными вчерашними неудачами.
Даже самый малый успех – это победа над собой, и она должна быть замечена и оценена по заслугам.
6. Не скупитесь на похвалу.
Выделите из потока неудач крошечный островок, соломинку успеха, и возникнет плацдарм, с которого можно вести наступление на незнание и неумение.
7. Техника оценочной безопасности.
Оценивать деятельность дробно, дифференцированно. Возникает деловая мотивация учения: "Еще не знаю, но могу и хочу знать".
8. Ставьте перед учащимися предельно конкретные и реальные цели.
Не искушайте его невыполнимыми целями.
9. Учащийся не объект, а соучастник оценки.
Умение оценивать себя самостоятельно – главное средство преодоления учебных трудностей. Приучение к самооценке начните с ее дифференциации. Отдельной отметки заслуживают красота, скорость выполнения работ, ошибки за невнимание и ошибки "на правила", своевременное выполнение задания.
10. Сравнивайте достижения.
Оценка должна выражаться в каких-либо зримых знаках: графиках, таблицах, которые помогут сравнить вчерашние и сегодняшние достижения учащегося.
Памятка классному руководителю по работе с подростками, склонными к истерическим реакциям
- Игнорировать истерические реакции
- Предупредить группу не обращать внимания в момент истерики
- Хвалить позитивные поступки для закрепления нового стиля поведения
- Не стремиться угодить
- Не обращать постоянно внимание на его плохое поведение – это ему и надо (подсознательно)
- Чаще давайте понять, что он вправе сам решать и нести ответственность за свои решения и поступки
- Занять таким видом деятельности, чтобы он мог и умел своим трудом выделиться среди сверстников, т.к. жажда признания неутолима
- Определить круг доступных притязаний
- Не предоставлять требуемые им льготы больше, чем другим
- Лживы, способны входить в доверие. Не попадать под влияние и не позволять манипулировать собой
- Не критиковать личность в целом, а его поступки. Замечания не делать постоянно. За несколько проступков – одно замечание или наказание.
- Пусть эмоции будут проявляться бурно, но не грубо, в рамках дозволенного
- Усилить систему поощрений и наказаний (выполнение монотонной работы – это он запомнит надолго)
- Если подросток осознал свой проступок, то с ним беседуют. Беседа должна быть запоминающейся.
- Влияние всепрощающих взрослых устраняется. Единство требований педагогов, воспитателей и родителей.
- Ожесточить режим. Пресекать бесцельное времяпровождение
- Подросток должен нести ответственность за помощь по дому, за подготовку к занятиям. Контроль не постоянный
- Не позволять выполнять другое дело, пока не доделал до конца первое
- Повышать самооценку, уверенность в себе
Памятка классному руководителю по работе с застенчивыми подростками
Этим учащимся свойственны страхи, тревожные опасения, боязнь нового, низкая адаптивность. Переживания за свое здоровье и своих близких. Проявляют навязчивость и мнительность, застенчивость. Для них важно, как выглядят в глазах других: в неудобных, стыдливых ситуациях испытывают тяжелейший стресс, который долго переживают.
- Не ставить в ситуацию неопределенности, неизвестности
- Не включаться в игру его болезней. Наблюдать за его реальным состоянием и давать посильную работу
- Включать в общественные дела (периодические поручения)
- Хвалить самостоятельность
- Стимулировать личную ответственность
- Не создавать напряжение во взаимоотношениях, не угрожать
- Отношения ровные, открытые. Подросток должен понимать Ваши эмоции и чувства к нему. Негативизм относить к своему поступку, но не к личности в целом. Он должен уходить после разговора с вами успокоенным.
- Если уровень его притязаний завышен, помогите ему найти адекватный
- Быть осторожным с передачей стрессовой информации. Не допускать, чтобы подросток на пике эмоций выбегал из аудитории – это опасно. Сразу же последовать за ним. Даже когда он расстроен, не выводить его из аудитории, чтобы не закрепилась привычка уходить при негативных переживаниях. Можно на время освободить от работы – дать время успокоиться.
- Иногда позволить отвечать с места или письменно, а не у доски
- Как правило это подростки из семей по типу воспитания высокой моральной ответственности. Для них страшно ошибиться и кого-то подвести. Задача педагогов научить их спокойно относиться к ошибкам, иметь желание их исправить, находя при этом различные варианты решения проблемы.
Возрастные кризисы глазами психолога и педагога
К.Н. Поливанова
кандидат психологических наук
Кризисы психического развития – традиционный предмет психологического анализа. Начиная с П.П. Блонского все крупные исследователи, работавшие в русле психологии развития, рано или поздно обращались к нему. Объясняется это тем, что кризисы являются столь наглядными симптомами развития, что невозможно избежать искушения применить некоторые общие представления о развитии к этому предмету.
Психологический климат в классе
Каждый из нас, наверное, хотел бы, чтобы в его семье, коллективе, классе была благополучная психологическая атмосфера. Для этого, по-видимому, необходимо, чтобы выполнялись следующие условия.
Каждый член коллектива должен чувствовать себя в безопасности (имеется в виду физическая, психологическая и эмоциональная безопасность).
У каждого должно быть сформировано положительное отношение к самому себе, чувство собственной уникальности, ценности.
Каждый должен уметь заводить дружбу и поддерживать дружеские отношения.
Способы преодоления и предотвращения стресса
Три основные – древние, как мир, но заново осознаваемые и переживаемые каждым поколением идеи.
I Здоровье – физическое и неэтическое – связано с мироощущением, “настроем” и образом жизни. То, как мы думаем, чувствуем и поступаем, и чему стремимся, определяет наше здоровье не меньше, чем здоровье определяет нашу жизнь.
II Человек ответственен за свою жизнь и свое здоровье. Понимание именно этой ответственности может очень многое изменить в жизни. Оздоравливаясь, вы дарите радость жизни и окружающим.
III Сохранение или обретение здоровья неосуществимо без соразмерности ваших возможностей и притязаний. Как сказал Станислав Ежи Лец, “поднимайся над собой, но не теряй себя из виду!”
Одиннадцать важных «если»:
- Если ребенка постоянно критикуют, он учиться ненавидеть.
- Если ребенок живет во вражде, он учится агрессивности.
- Если ребенка высмеивают, он становится замкнутым.
- Если ребенок растет в упреках, он учится жить с чувством вины.
- Если ребенок растет в терпимости, он учится принимать других.
- Если ребенка подбадривают, он учится верить в себя.
- Если ребенка хвалят, он учится быть благодарным.
- Если ребенок растет в честности, он учится быть справедливым.
- Если ребенок живет в безопасности, он учится верить в людей.
- Если ребенка поддерживают, он учиться ценить себя.
- Если ребенок живет в понимании и дружелюбии, он учится находить любовь в этом мире.
Профилактика синдрома эмоционального выгорания и поддержка психического здоровья педагогов