Выбор профессии – важный шаг в жизни каждого человека. Профессия человека своего рода судьба, поэтому стоит потратить время, чтобы основательно и заблаговременно ее планировать. Каждый человек при выборе профессии руководствуется разными принципами: кому-то посоветовали родители, кто-то пошел учиться вместе с товарищем, подругой, кто-то выбрал популярную, модную профессию.
Понятие «профориентация» кажется понятным каждому, кто ознакомится с ним даже в первый раз – это ориентация школьников на те или иные профессии. Примерно такие же определения даются в методических пособиях, где профориентацию рассматривают как оказание помощи молодым людям в выборе профессии. Кроме того, под профориентацией нередко понимают систему мероприятий, помогающих человеку, вступающему в жизнь, научно обоснованно выбрать профессию или систему воспитательной работы в целях развития профессиональной направленности, помощи учащимся в моменты профессионального самоопределения.
Профориентация – это целенаправленная деятельность по подготовке молодежи к обоснованному выбору профессии в соответствии с личными склонностями, интересами, способностями и одновременно с общественными потребностями в кадрах определенных профессий и разного уровня квалификации.
Цель профориентационной работы можно свести к тому, чтобы помочь в выборе профессии, т.е. разобраться в себе, а также узнать свои интересы, склонности, личностные качества, индивидуальные особенности, особенности здоровья, востребованность профессии на рынке труда и с учетом этого найти такой вид деятельности, где будет возможным успешно себя применить.
Основные задачи профориентации:
1. Информационная работа: ознакомление учащихся с профессиограммами, информация о потребностях в кадрах различных профессий, об условиях труда, о зарплате, о возможностях повышения квалификации.
2. Пропаганда профессий, информация о потребности в кадрах по которым ощущается дефицит в наибольшей степени. При этом используются средства массовой информации, специальные пропагандистские издания (плакаты, буклеты, информационные справочники и т. п.).
3. Профессиональная диагностика: использование анкет, тестов, технических средств диагностики и обработка полученных данных .
4. Профессиональная консультация, в процессе которой оказывают помощь молодежи при решении вопроса о выборе профессии.
Существует формула выбора профессии, которая состоят из трех следующих друг за другом факторов:
- Включает в себя профессиональную направленность, интересы, склонности человека, желания. Мы можем назвать этот фактор одной фразой: «ЧТО Я ХОЧУ». И если мы выпишем список профессий, которые нам интересны, и мы хотели бы освоить, этот список получился бы очень длинным. Но одного «хочу» в выборе профессии мало. Вступает в действие уже второй фактор.
- Включает в себя состояние здоровья, личностные особенности. Кто-то из вас склонен к активной деятельности, а кому-то нравится выполнять работу, требующую внимания, усидчивости. Здесь же необходимо учитывать уровень ваших знаний и личные способности, осведомленность в разных областях деятельности, уровень интеллектуального развития. Большое значение при выборе профессии имеет и материальное состояние семьи. Второй фактор можно назвать одной фразой, «ЧТО Я МОГУ». И если список профессий, который вы написали, приведя в соответствие с вашими интересами, мы будем редактировать в соответствии с вашими возможностями, он станет более кратким, но более реальным.
- Включает в себя специфику регионального рынка труда, спрос на данную профессию, а также возможность построения профессиональной карьеры, в том числе, освоения смежных специальностей. Этот фактор можно назвать одной фразой: «ЧТО НАДО». Из отредактированного списка мы начинаем выбирать те профессии, которые нужны на рынке труда, и дают человеку больше возможностей в построении профессиональной карьеры (профессиональный постоянный рост по вертикали – начинает с низкой должности и в дальнейшем переходит на более высокие и ответственные должности, например, рабочий, мастер, бригадир, начальник смены и т.д. Или по горизонтали, когда человек на рабочем месте осваивает широкий спектр смежных специальностей и совершенствует своё мастерство, например техник-строитель, может освоить еще специальности на рабочем месте: бетонщик, каменщик, плиточник, мозаичник и т.д.).
ОШИБКИ И ЗАТРУДНЕНИЯ ПРИ ВЫБОРЕ ПРОФЕССИИ
I. Незнание правил выбора профессии:
1. Выбор за компанию.
2. Перенос отношений к человеку на саму профессию.
3. Отождествление учебного предмета с профессией.
4. Ориентация сразу на профессии высокой квалификации.
5. Неумение определить путь получения профессии.
II. Незнание самого себя:
1. Недооценка своих физических способностей.
2. Незнание своих психологических особенностей.
3. Неумение соотнести свои способности с требованиями профессии.
III. Незнание мира профессий.
1. Увлечение только внешней стороной профессии.
2. Устаревшие представления о характере и условиях труда конкретной профессии.
3.Предубеждение в отношении престижности профессии.
4. Незнание требований профессии к человеку.