"ШАГ"-Школа Активного Гражданина

ИНФОРМАЦИОННО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ПРОЕКТ «ШКОЛА АКТИВНОГО ГРАЖДАНИНА» («ШАГ»)

Основная задача проекта – расширение знаний учащихся о политических и социально-экономических событиях в Республике Беларусь, развитие умений анализировать информацию о социальных явлениях и процессах, вести дискуссию по проблемам развития современного общества, что позволит сформировать готовность учащихся в будущем участвовать в общественно-политической жизни страны, выполняя гражданские роли (избирателя, законопослушного гражданина, члена общественных организаций и др.), самостоятельно принимать решения в сфере государственно-общественных отношений, нести ответственность за принятые решения и их последствия.

 

Примерная тематика мероприятий проекта для VIII-XI классов

в 2022/2023 учебном году

п/п

Дата проведения

Примерная тематика мероприятий

1.                  

29.09.2022

«Гордость за Беларусь. Активное лето активного гражданина» (проект «Поезд памяти», День всенародной памяти жертв Великой Отечественной войны и геноцида белорусского народа, День Независимости Республики Беларусь, трудовое лето – 2022, летние оздоровительные лагеря, проект «Шаг к успеху» и др.).

2.                  

27.10.2022

«Гордость за Беларусь. Государственная система правовой информации» (обеспечение права граждан на получение полной, достоверной и своевременной правовой информации).

3.                  

24.11.2022

«Гордость за Беларусь. Наша промышленность – надежный фундамент независимости» (развитие машиностроения, химической и нефтехимической промышленности, производство калийных удобрений)

4.                  

22.12.2022

«Гордость за Беларусь. Храним прошлое, ценим настоящее, строим будущее» (итоги Года исторической памяти).

5.                  

26.01.2023

«Гордость за Беларусь. Наука и инновации – настоящее и будущее нашей экономики» (достижения в научно-технической деятельности, инновационном и технологическом развитии).

6.                  

23.02.2023

«Гордость за Беларусь. Энергия для созидания, энергия для будущего» (обеспечение энергобезопасности страны).

7.                  

23.03.2023

«Гордость за Беларусь. Комфорт и уют для каждого» (развитие и совершенствование строительно-промышленного комплекса, жилищного строительства, реализация государственной политики в жилищно-коммунальном хозяйстве).

8.                  

27.04.2023

«Гордость за Беларусь. Культура белорусского народа: традиции, наследие, современность» (материальное и духовное историко-культурное наследие, профессиональное и народное искусство, общественные творческие инициативы и др.).

9.                  

25.05.2023

«Гордость за Беларусь. Итоги»

23 марта 2023 года

23.03.2023
23 марта 2023 года в Гимназии №1 г.Новогрудка прошло мероприятие информационно-образовательного проекта «ШАГ» по теме «Гордость за Беларусь. Комфорт и уют для каждого (развитие и совершенствование строительно-промышленного комплекса, жилищного строительства, реализация государственной политики в жилищно-коммунальном хозяйстве».
развернуть

ШАГ 1 «МЫ УЗНАЁМ».

Участники были ознакомлены с содержанием информационных блоков: «Строительно-промышленный комплекс – драйвер экономического роста нашей страны», «развитие жилищного строительства», «система жилищно - коммунального хозяйства – для всех и каждого».

Гостем мероприятия стал директор ОАО «Новогрудское СМУ»  МАНИЛО Дмитрий Александрович, который рассказал о значимых объектах, сданных в эксплуатацию в 2022-2023 годах, о развитии строительной отрасли Новогрудского района.

Также Дмитрий Александрович  поделился информацией о специальностях и учреждениях образования, которые готовят специалистов для данной отрасли.

ШАГ 2 «МЫ РАЗМЫШЛЯЕМ».

Участники обсудили информацию, полученную в ШАГе 1: «Строительно - промышленный комплекс – драйвер экономического роста нашей страны», «Развитие жилищного строительства», «Система жилищно - коммунального хозяйства – для всех и каждого».

Строительная отрасль является одной из самых значимых в экономике нашей страны. От эффективности её работы во многом зависит экономический рост государства и благосостояние граждан.

В каждом уголке нашей страны и даже за её пределами мы можем видеть результаты кропотливого и профессионального труда проектировщиков, архитекторов, инженеров, технологов, рабочих проектных, промышленных, строительных организаций и всех тех, кто гордо носит звание строитель.

ШАГ 3 «МЫ ДЕЙСТВУЕМ».

В ходе реализации ШАГа 3 были подведены итоги. Мощная модернизированная база, современные подходы в организации труда, высокий профессиональный уровень специалистов и высококачественная инновационная продукция – именно эти позиции характеризуют сегодня строительно - промышленный комплекс Республики Беларусь.

Учащиеся предложили организовать просветительские беседы - презентации с учащимися младших классов об энерго - и водосбережении, пользе раздельного сбора мусора.

свернуть

23 февраля 2023 года

23.02.2023
23 февраля 2023 года для учащихся 8-11 классов в рамках информационно-образовательного проекта «ШАГ» состоялась встреча по теме «Гордость за Беларусь. Энергия для созидания, энергия для будущего» (обеспечение энергобезопасности страны) На мероприятии рассматривались следующие блоки: • «Беларусь: энергетика настоящего и будущего»; • «Энергосбережение для всех и для каждого».
развернуть

В первом блоке ребята познакомились с энергоресурсами, которыми располагает наша страна. Пришли к выводу, что сегодня энергетическая система Беларуси - стабильно работающий комплекс, который обеспечивает надежное и бесперебойное снабжение энергией. Ребята выяснили, почему в Беларуси сделана ставка на развитие атомной энергетики.  Согласились с утверждением, что введение в эксплуатацию атомной электростанции – мощный импульс для высокотехнологичного инновационного развития экономики. Узнали специалисты каких профессий работают на БелАЭС, какие учебные заведения их готовят. Посмотрев фрагмент видеоролика «Как электроэнергию от солнечных батарей используют в Беларуси», перечислили возобновляемые источники энергии, используемые в нашей стране. Отметили, какие из них являются наиболее перспективными для использования.

Узнали, что в Минске 11-14 октября 2022 года прошел XXVI белорусский энергетический и экологический форум. Цель мероприятия – повышение осведомленности населения о возможных способах и методах увеличения эффективности использования энергоресурсов, в том числе и в повседневной жизни.

Во втором информационном блоке учащиеся обсуждали, почему сегодня как никогда становится актуальным призыв: «Бережливость, рачительность, аккуратность и экономия должны стать образом жизни белорусов»? Приводили примеры нерационального расходования энергии. Перечислили энергосберегающие мероприятия, которые проводятся в нашей стране. Задумались над тем, как можно сделать свой дом энергоэффективным. Познавательному и интересному разговору способствовала встреча с гостем, Литаваром Юрием Александровичем, заместителем директора по хозяйственной части Новогрудского государственного колледжа технологий и безопасности. Юрий Александрович рассказал об участии в республиканском инновационном проекте «100 идей для Беларуси». Поделился своими личными достижениями в проектной деятельности по созданию потенциала для полной утилизации твердых отходов с введением линии по производству полимерно-песчаных изделий. Девятиклассники подвели итоги встречи. Участники мероприятия отметили актуальность данной темы, так как проблема разумного использования энергии является одной из наиболее острых проблем человечества. Ребята высказали своё мнение и пришли к выводу, что современная экономика основана на использовании энергетических ресурсов, запасы которых истощаются и не возобновляются. Кроме того, современные способы производства энергии наносят непоправимый ущерб природе и человеку. Эффективное использование энергии – ключ к успешному решению экологической проблемы.

Самый простой способ уменьшить загрязнение окружающей среды – беречь энергию, то есть, другими словами, расходовать энергию более разумно. Именно от нас с вами зависит, каким мир будет завтра.

свернуть

26 января 2023 года

26.01.2023
26 января в нашем учреждении образования прошел единый день информирования в рамках проекта «Школа Активного Гражданина». В мероприятии по теме «Гордость за Беларусь. Наука и инновации – настоящее и будущее нашей экономики» (достижения в научно-технической деятельности, инновационном и технологическом развитии) в 9 «Б» классе принял участие Ткачук Михаил Александрович, начальник бюро перспективного развития и новых технологий ОАО «Новогрудский завод газовой аппаратуры».
развернуть

Шаг 1. Мы узнаем

Учащиеся познакомились с содержанием информационных блоков:

  1. Достижения белорусских ученых – важный драйвер экономического развития Республики Беларусь;
  2. Молодежь Беларуси – возможности для самореализации;
  3. Национальный детский технопарк – инвестиции в будущее.

Шаг 2. Мы размышляем

 Вопросами для обсуждения были:

  1. Назовите известных вам белорусских ученых, внесших вклад в мировую науку.
  2. В Глобальном инновационном индексе по итогам 2021 года Беларусь заняла 62 место среди 132 стран, улучшив свой рейтинг на 24 позиции по сравнению с 2018. Как вы считаете, что позволило нашей стране добиться таких результатов? В 2022 году Академия наук Беларуси отметила знаменательную дату – 100-летие белорусской академической науки. Какими достижениями гордится наша наука? Какие перспективные направления развития экономики Беларуси находятся в центре внимания белорусских ученых?
  3. Мировая наука имеет ярко выраженный практико-ориентированный характер. Докажите, что наша страна не уступает мировой науке.
  4. Какие условия созданы для поддержки молодых ученых? Согласны ли с высказыванием гениального ученого А. Эйнштейна: «Наука не является и никогда не будет являться законченной книгой»? Аргументируйте свою точку зрения.
  5. Как вы понимаете суждение: «Будущее нашей экономики по всем направлениям – это наука… Экономика знаний – это единственное, что нас может спасти как независимое и суверенное государство, приумножить наши богатства».
  6. Аргументируйте свою точку зрения. В фокусе обсуждения: инновационные технологии, технический прогресс, приоритетные направления развития инноваций в стране; исследования, ориентированные на конкретные запросы промышленности и другие отрасли экономики, результаты научных исследований, значимость научных открытий для повседневной жизни, поддержка молодых ученых, гражданская позиция, чувство гордости за ученых Беларуси.
  7. Как вы думаете, какое значение для развития науки имеет мысль, высказанная Президентом Республики Беларусь А.Г. Лукашенко: «Важно, чтобы цепочка “школа – вуз – академические институты” работала реально, конкретно и результативно»?
  8. Какие возможности предоставляют учреждения образования для удовлетворения учащимися школ, студентами своих творческих способностей, научных интересов?
  9. Какие условия созданы в Республики Беларусь для поддержки талантливой молодежи? Олимпийские звезды – это не только спортсмены, но и победители предметных олимпиад и др. Расскажите о своих личных достижениях (участие в проектной, исследовательской деятельности, олимпиадах, научно-практических конференциях и др.).
  10. Что такое наука в вашем представлении?
  11. Как вы думаете, какие знания и умения необходимы, чтобы стать ученым, совершать научные открытия?
  12. Какие возможности для приобретения дополнительных знаний и умений предоставляют учреждения образования в нашей стране (школа, гимназия, лицей, учреждения дополнительного образования и др.)?
  13. Когда начал функционировать Национальный детский технопарк?
  14. Какова его цель?
  15. Далее педагог может предложить посмотреть видеосюжет «Образовательные программы детского технопарка».
  16. Какие возможности для удовлетворения творческих, исследовательских интересов учащихся открывает детский технопарк?

Если кто-либо из вас прошел обучение в «Национальном детском технопарке», поделитесь впечатлениями, расскажите о своих личных достижениях в научном творчестве.

Шаг 3. Мы действуем

В конце открытого диалога учащиеся высказали мнения, что рассматриваемая тема для них очень актуальна, так как для экономики Беларуси особое значение имеет инновационный путь развития. Наша страна не велика ни территорией, ни населением, углеводородными ископаемыми тоже не богата. Поэтому масштабы производства, качество продукции, производительность труда остается наращивать за счет применения более совершенной техники, передовых технологий, достижений науки, повышения квалификации работников – всего того, что называется сегодня инновационной деятельностью.

В рамках данного этапа было предложено составить «Хит-парад из 10 открытий XXI века» и познакомиться с работой Школы юных БГУ.

свернуть

22 декабря 2022 года

22.12.2022
22 декабря в гимназии №1 г. Новогрудка прошло ставшее уже традиционным мероприятие информационно-образовательного проекта «Школа активного гражданина». В этот раз тема нашей встречи была ««Гордость за Беларусь. Храним прошлое, ценим настоящее, строим будущее» (итоги Года исторической памяти)». В качестве приглашенных гостей на встречу были приглашены заместитель председателя Новогрудского райисполкома Королько Светлана Николаевна, начальник управления образования Новогрудского райисполкома Мороз Людмила Васильевна.
развернуть

ШАГ 1. Мы  узнаем

В ШАГе 1 учащиеся узнали, что в учреждениях образования страны действует более 310 поисковых объединений (кружков туристско-краеведческого и военно-патриотического профиля, клубов, поисковых групп, созданных при музеях учреждений образования), в которых занимается более 4000 учащихся. Основными направлениями работы поисковых объединений являются изучение и исследование истории малой родины на основе местного краеведческого материала, поиск и увековечение имен погибших в годы Великой Отечественной войны, установление контактов с родственниками участников военных событий, благоустройство территорий мемориальных комплексов, обелисков, памятников, братских и индивидуальных могил.

Далее ребята получили полезную информацию о том,  что цифровая звезда – международный исторический проект, созданный для поиска памятников Великой Отечественной войны. Данный проект направлен на формирование духовно-нравственных, гражданских качеств личности, на развитие интереса и уважения к памятникам боевой славы, увековечившим трагические и героические события прошлого, сохранение историко-культурного наследия Беларуси.

Белорусско-российский молодежный форум впервые прошел в 2013 году, с тех пор он проводится ежегодно. Принимающими сторонами проекта поочередно выступают Беларусь и Россия. В 2021 году форум принимал Владивосток. В 2022 году площадкой мероприятия стал Брест.

Также учащиеся ознакомились с информацией о том, что ко Дню народного единства Республиканское общественное объединение «Патриоты Беларуси» совместно с Федерацией профсоюзов Беларуси провели акцию «Символ единства». Автопробег стартовал 12 сентября 2022 года в Полоцке, являющемся не просто самым древним городом нашей страны, а колыбелью белорусской государственности.

Данная акция наполнена глубинными символами и смыслами по сохранению исторической памяти. В рамках автопробега шла оцифровка памятников с помощью табличек с QR-кодами. По всем регионам страны (118 районных центров) проходил автопробег, в котором участвовали не менее десяти автомобилей (основная колонна – представители всех общественных объединений страны), к которым на границах области присоединялись региональные колонны (не менее 20 автомобилей от области). Во время автопробега собирались символичные элементы «шестеренки» – элемента часового механизма, составные части которого собирались со всех районов страны. В финале акции – 10-11 декабря в Минске – их объединили в одно целое как символ единства белорусского народа, словно запуская дальше время истории – мирной истории нашего государства.

В этом году именно шестеренка, как неотъемлемая составляющая в бесперебойной и слаженной работе любого механизма, стала своеобразным символом акции. Собрав 118 шестерёнок и объединив их, организаторы еще раз показали, что белорусы едины и вклад каждого в развитие страны важен, что каждое звено в работе большого механизма незаменимо.

Немаловажно, то увековечение памяти о Великой Отечественной войне – основа культурно-исторической политики в стране. Никто не забыт, ничто не забыто. Всенародна память о событиях Великой Отечественной войны. Это полностью в белорусской традиции – чтить память предков, быть им благодарными за защиту и заботу о нас, потомках. Ведь для того, чтобы мы жили сегодня, они гибли в боях с жестоким врагом-захватчиком. Мы не забываем их бессмертный подвиг и величайшую жертву ради будущего.

Хотелось бы отметить, сегодня молодое поколение не только плодотворно участвует в развитии государства, проявляет инициативу на региональном и республиканском уровнях, но и активно вовлечено в проекты, реализуемые молодежными общественными объединениями Беларуси.

Вся предложенная учащимся информация сопровождалась мультимедийной презентацией и познавательными видеороликами.

На протяжении ШАГа 1 почетные гости поддерживали диалог с учащимися.

Шаг 2. Мы размышляем

В рамках ШАГа 2 было организовано обсуждение информации, полученной в ШАГе 1. Ребята активно включились в обсуждение, так как данная тема оказалась им интересной.

Шаг 3. Мы действуем

В конце открытого диалога учащиеся продемонстрировали презентацию «Путешествую по Новогрудчине».

свернуть

24 ноября 2022 года

24.11.2022
24 ноября в Гимназии №1 г. Новогрудка прошло ставшее уже традиционным мероприятие информационно-образовательного проекта «Школа активного гражданина». В этот раз тема нашей встречи была «Гордость за Беларусь. Наша промышленность – надежный фундамент независимости» (развитие машиностроения, химической и нефтехимической промышленности, производство калийных удобрений). В качестве гостя на встречу был приглашен председатель Новогрудской районной организации Белорусского профсоюза работников агропромышленного комплекса Батурля Владимир Леонидович.
развернуть

ШАГ 1. Мы  узнаем

В ШАГе 1 учащиеся узнали, что машиностроение является ведущей отраслью, опорой и движущей силой экономики страны, играет важную роль в социально-экономическом и интеллектуальном развитии государства и по праву считается фундаментом всего промышленного комплекса.

Далее ребята получили полезную информацию о химической промышленности, ведь химическая промышленность – важнейший сектор экономики Беларуси. Он обеспечивает функционирование других отраслей хозяйственного комплекса, экономическую безопасность, обороноспособность, а в итоге – устойчивое развитие страны и достойный уровень жизни населения.

Также учащиеся ознакомились с информацией о важнейшем для экономики страны предприятии и национальном достоянием – ОАО «Беларуськалий», одним из крупнейших производителей и экспортеров калийных удобрений в мире. По данным Международной ассоциации производителей удобрений, на его долю приходится пятая часть мирового объема выпуска калийных удобрений. Белорусский калий сегодня знают в странах Европы, Америки, Азии и Африки.

Вся предложенная учащимся информация сопровождалась мультимедийной презентацией и познавательными видеороликами.

Шаг 2. Мы размышляем

В рамках ШАГа 2 было организовано обсуждение информации, полученной в ШАГе 1. Ребята активно включились в обсуждение, так как данная тема оказалась им достаточно интересной.

Вопросами для обсуждения были:

Какие отрасли выделяют в машиностроении?

Можно ли считать, что от уровня развития машиностроения зависит уровень развития экономики страны в целом? Аргументируйте ответ.

Что вы знаете о промышленном туризме?

Как и когда появился промышленный туризм в Беларуси?

Промышленный туризм набирает популярность во всем мире. Как вы думаете, почему с каждым годом количество желающих попасть на белорусские предприятия возрастает?

Почему нашу страну называют «страной большой химии»?

Какая продукция нефтехимической промышленности, на ваш взгляд, особенно востребована на внутреннем рынке страны и за рубежом?

Как вы думаете, почему в мире спрос на удобрения вообще и калийные в том числе растет и будет расти? Аргументируйте ответ.

Что в Беларуси называют красным золотом химической промышленности? Как вы думаете почему?

Шаг 3. Мы действуем

В конце открытого диалога учащиеся высказали мнения, что рассматриваемая тема для них очень актуальна, так как достижения в разных отраслях народного хозяйства дают белорусам повод гордиться своей страной и стремиться делать ее богаче и сильнее.

В рамках данного этапа было предложено составить ТОП-5 достижений в промышленности своего региона.

24 ноября  прошло мероприятие информационно-образовательного проекта «Школа активного гражданина» для учащихся 5-7 классов под названием "Я и Семья".

Учащиеся рассказывали о том, как проводят время со своей семьёй, про семейные традиции и раскрыли значимость семейного очага для каждого человека.

свернуть

27 октября 2022 года

27.10.2022
27 октября в гимназии №1 прошло ставшее уже традиционным мероприятие информационно-образовательного проекта «Школа активного гражданина». В этот раз тема нашей встречи была «Гордость за Беларусь. Государственная система правовой информации». В качестве приглашенного гостя на встрече присутствовала участковый инспектор ИДН Литвин Юлия Васильевна.
развернуть

В ШАГе 1 учащиеся познакомились с государственной системой правовой информации, её задачами; узнали, что координатор функционирования и развития государственной системы правовой информации является Национальный центр правовой информации, который осуществляет сбор, учет, обработку, хранение, систематизацию и актуализацию эталонной правовой информации, ее распространение. Далее учащиеся рассмотрели основные и Государственные информационно-правовые ресурсы, которые можно использовать  для быстрого, удобного и эффективного поиска нужной правовой информации; прошли по страницам детского правового сайта mir.pravo.by. Вся предложенная учащимся информация сопровождалась мультимедийной презентацией.

В рамках ШАГа 2 было организовано обсуждение информации, полученной в ШАГе 1. В обсуждении принимала участие Литвин Ю.В. Юлия Васильевна также рассказала про уголовную и административную ответственность несовершеннолетних, привела примеры из практики, напомнила про важность соблюдения правил дорожного движения и внутреннего распорядка.

Подводя итоги встречи, учащиеся обсудили актуальность сегодняшней темы, важность владения официальной и самой актуальной правовой информацией.

свернуть

22 сентября 2022 года

19.09.2022
22 сентября 2022 года в государственном учреждении образования «Гимназия №1 г..Новогрудка» прошло первое в этом учебном году заседание образовательного проекта Школа Активного Гражданина. Тема сегодняшнего заседания «Гордость за Беларусь. Активное лето активного гражданина».
развернуть

22 сентября 2022 года в государственном учреждении образования «Гимназия №1 г.Новогрудка» прошло первое в этом учебном году заседание образовательного проекта Школа Активного Гражданина.
Тема сегодняшнего заседания «Гордость за Беларусь. Активное лето активного гражданина».
Приглашенным гостем на нашем мероприятии был участник проекта «Поезд Памяти», учащийся средней школы №7 г.Новогрудка Норик Андрей.
В рамках ШАГа 1 «Мы узнаем» ребят ознакомили с содержанием информационных блоков: «Один маршрут – общая память» (проект «Поезд памяти», День всенародной памяти жертв Великой Отечественной войны и геноцида белорусского народа, День Независимости Республики Беларусь), «Лето – время действовать: от зарядки до трудовых рекордов» (трудовое лето – 2022, летние оздоровительные лагеря, акция «Шаг к успеху»).
Выступление Андрея сопровождалось мультимедийной презентацией и видеороликом «Поезд Памяти».
Андрей рассказал ребятам о целях совместного белорусско-российского патриотического проекта. Проект был инициирован главами верхних палат парламентов Беларуси и России Натальей Кочановой и Валентиной Матвиенко. Его задача состояла в том, чтобы рассказывать о войне подрастающему поколению, способствовать патриотическому воспитанию и объединению молодежи Беларуси и России.
Андрей остался в восторге от проекта, мероприятий и развлечений. После выступления Андрея учащиеся Гимназии
загорелись идеей поучаствовать в проекте в этом году.
В рамках второго вопроса «Лето – время действовать: от зарядки до трудовых рекордов» обсудили необходимость совмещения отдыха и труда во время летних каникул. Ребятам была доведена информация о работе лагерей труда и отдыха, о нормах работы в них, ознакомились с новым перечнем работ для подростков. Своим опытом работы в
оздоровительном лагере «Свитязь» поделился учащийся 10 «Б» класса Горбач Даниил. Большинство участников заседания согласились с тем, что лето должно быть трудовым.
В рамках ШАГа 2 «Мы размышляем» было организовано обсуждение полученной информации.
Андрей ответил на вопрос ребят об основной идеи проекта «Поезд Памяти», что на него произвело особое впечатление при знакомстве с этим проектом, чем запомнился данный проект.
Также на обсуждение был вынесен вопрос как сделать летние каникулы по-настоящему интересными и какие возможности предоставляются подросткам для работы во время каникул.
В ходе реализации ШАГа 3 «Мы действуем» были подведены итоги мероприятия.
Ребята поделились своим мнением о том, для чего был создан проект «Поезд Памяти» и насколько важны такие проекты для молодого поколения нашей страны. Обсудили как сделать летние каникулы по-настоящему интересными.
В завершении мероприятия ребята совместно стали предлагать идеи как продуктивно провести лето для создания буклета «100 идей: как провести лето».

свернуть